«Не красна изба углами – красна пирогами»

Автор: Тебякина Инна Петровна,
МБОУ детский сад комбинированного вида №7
«Золотая рыбка»,  город Тамбов

(группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет)

 Программное содержание:

воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим     его;
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни       человека;
познакомить детей с процессом выращивания, выпекания        хлеба         в старину на      Руси, на Тамбовщине, в мире;
дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;        обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе;
закрепить знания детей о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов питания в России.

Интеграция образовательных областей: социализация, игровая, коммуникативная, музыкально-творческая.

Предварительная работа:

 Беседа о сборе  и посеве хлеба в старину;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных  и музыкальных произведений по теме;

Рассматривание колосьев ржи и пшеницы, овса; зерен риса, проса, кукурузы
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Обрудование: проектор, ноутбук, народные костюмы, народные музыкальные инструменты, смоделированная комната оборудованная предметами русского быта (русская печь, лавочки, тканые дорожки, стол, ухват, лопата, горшочки, квашня, полотенца льняные) каравай, буханка ржаного хлеба, батон, кукурузные, рисовые лепешки, мешочки льняные с зернами ржи, пшеницы, овса, кукурузы, риса, шпажки, тряпичный мячик, маски или шапочки для игры «Кот и мыши», вода, деревянные лопатки, мука, закваска.

Музыкальный ряд: музыка к хороводу «А я по лугу»; музыка к «Песне о хлебе», русские народные мелодии.

Ход мероприятия:

 Дети в народных костюмах входят в группу, смоделированную под русскую избу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: Как изба наша тепла,
И уютна и светла,
Здесь живут ребята – молодцы, озорные удальцы
Красны девки – на подбор,
В глазках светится задор.
Сей избы хозяйка я,
Всех приветствую, друзья!
Дети приветствуют воспитателя:  1 ребенок: Здравствуйте, гости дорогие!2 ребенок: Веселья вам, да радости!

3 ребенок:  Давно мы вас поджидаем,

Без вас не начинаем.

4 ребенок: Для каждого найдется и местечко и словечко.

Воспитатель: Загадка: Весь из золота отлит, на солнышке стоит Золотой он и усат, в ста карманах 100 ребят (ответы детей)Верно, это колосок.
Дети заводят хоровод под хороводную мелодию «А, я по лугу» в руках колоски.  На экране идет мультимедийная презентация «Как хлеб растили в старину»  1.А я по полю,А я по полю,

Я по полю ходила

Я по полю ходила.

2. А я пашеньку

А я пашеньку

Пашню сошкой пахала

Пашню сошкой пахала.

3. И боронушкой

И боронушкой

Земелюшку чесала,

Земелюшку чесала.

4. В землю зернышко

В землю зернышко.

Ржи, пшеницы бросала,

Ржи пшеницы бросала.

5 Расти хлебушко,

Расти хлебушко.

Колосися колосок

Колосися колосок.

6. Караваюшком,

Караваюшком

Появился на столок

Появился на столок.

Воспитатель: Хлеб всему голова, хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. Посеяли хлеб, что теперь делать? Ждать. Маленькие дети старались помочь родителям вырастить хороший урожай. Если солнце было очень жаркое, оно высушивало землю так, что и все на ней  могло сгореть. Что же делали наши предки.  Как вы думаете? (ответы детей)  Они вызывали дождь. Рассказывают, что в Тамбовской губернии   дети бежали на край деревни и кричали:
Дети изображают, проговаривая заклички  1 ребенок:  Дождик, дождик!Мы поедем на коне-

Богу молиться,

Царю поклониться.

2 ребенок: Я у бога сирота,

Отпираю ворота

Ключиком замочком,

Золотым платочком!

Воспитатель:  А если часто шли дожди?У деревенских ребятишек Тамбовской губернии был настоящий праздник. Они вставали на самое высокое место (это было строение или горка) и зазывали Солнце к себе в гости.
Ребенок:  «Солнышко, Солнышко, красное ведрышко,Выгляни из-за горы до вечерней поры.

Видело ли ты, солнышко, полюшко-поле:

Встретило ли ясное, колосок?»

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретенечко

Насыплю семечко!

Воспитатель:  А знаете ли вы, как называются такие песенки? (Ответы детей) Да, действительно, такие песенки называются – заклички. Покричат дети такие заклички и, смотришь, дождь пошел, если нужен, или солнышко выглянуло.
Игра «Чудесный мешочек» Воспитатель предлагает посмотреть детям на холщевые мешочки с зернами пшеницы, ржи, риса, кукурузы, проса, овса. Дети  выбирают те семена, из  муки которых в дальнейшем можно испечь хлеб. Рядом на тарелочке лежат кусочки хлеба испеченного из муки этих зерен. Воспитатель предлагает попробовать хлеб.  Ребята, посмотрите, у меня есть чудесные мешочки, в них различные зерна. Вы знаете, что  это за зерна? (ответы детей) А можно ли из муки этих зерен выпечь хлеб? Какой?Воспитатель: А хотите ли вы узнать, какой на вкус хлеб из этих злаков? Предлагает попробовать детям и рассказывает:

Хлеба из ржи (буханка темная, иногда почти черная, на вид пористый, вкус сладковатый, очень приятный.

А из пшеницы наоборот получается белый, воздушный, ароматный хлеб. Часто добавляют разные пряности тмин, кориандр, семечки тыквы, изюм, лук.

Дети пробуют тот хлеб, воспитатель просит сказать, какой хлеб на вкус (подбор прилагательных,  или пословиц о хлебе)

Хлеб на Руси  пекли из разных злаков, в основном это рожь и пшеница.

Хлеб, в настоящее время, изготавливают из различной крупы по всему миру

например, мексиканская тортилья – из пшеничной или кукурузной муки,  индийский  чапати  — из пшеничной или ржаной муки грубого помола,   шотландская овсяная лепёшка–из овса, североамериканская кукурузная лепёшка из кукурузы        и эфиопская  инжера — Этот бодрящий хлеб сделан из эфиопского хлебного злака «тефф» — невысокого злакового растения. По форме, особенностям произрастания и вкусу, тефф напоминает нашу рожь.

Древние евреи называли халой первую порцию свежей выпечки. Ее полагалось приносить в жертву богу. Хала – это хлеб из сдобного теста, заплетенного в косичку. Иудеи до сих пор едят его только в Шаббат, то есть исключительно по субботам. А поскольку в этот день работать им нельзя (в том числе и готовить), то еврейским хозяйкам приходится печь халу заранее. Кстати, древняя традиция отделять от теста маленький кусочек и сжигать его существует и в наши дни

Турецкий бублик симит, в отличие от своего российского собрата, хрустящий и более тонкий. К тому же, вместо мака он щедро обсыпан кунжутными зернами. Купить симитку можно, чаще всего, на улице у продавца, который возит свой товар по городу на тележке или еще проще – на подносе, водруженном на голове. Продавца обычно сопровождает стайка воробьев, которые склевывают рассыпанные кунжутные зерна. Турецкий бублик симит прекрасно утоляет чувство голода и полезней любого сникерса.

Лангош – это национальный хлеб всего Балканского полуострова. Пришел туда он вместе с турками, покорившими этот край. Те, в свою очередь, получили рецепт приготовления этой обжаренной в кипящем масле горячей лепешки из дрожжевого теста от византийцев. Теперь словаки с аппетитом поглощают лангош, посыпав его сыром и натерев чесноком.

Пумперникель, Германия

Название забавное, не так ли? Можно подумать, что это пирожное или сладкий пудинг. На самом деле это хлеб из ржаной муки грубого помола. Чтобы его приготовить, зерна ржи долго вымачивают в специальном растворе, а сам хлеб пекут не менее суток. Зато хранить его можно потом несколько месяцев. Рецепт пумперникеля придумали пекари из городка Зост в германской области Вестфалия. Говорят, там до сих пор работает пекарня, в которой готовят такой хлеб с 1580 года.

Рейкялейпя, Финляндия

Для хлеба в разных странах мира используют разнообразную форму – круглую, овальную, прямоугольную. А вот жители Суоми придумали нечто совсем необычное. Красивое финское слово рейкялейпя в переводе означает круглый хлеб с дыркой посредине. Разница с бубликом – тесто у него ржаное, а дырка маленькая. В старину такой хлеб хранили надетым на шест, который подвешивали под крышей. «Дырявый» хлеб ели (да и сейчас едят) с маслом, запивая холодным молоком.

Наан, Индия Хлеб в форме поджаристой лепешки. Основу лепёшки составляет пресное пшеничное тесто. В качестве начинки могут использоваться различные добавки вроде фарша из баранины, овощей, сыра или картофеля. Из приправ и пряностей используются тмин, чеснок, кевра, изюм. Наан едят вместе с супами, чаем или в качестве основного блюда.

Воспитатель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о хлебе. Воспитатель: Плох обед, коли хлеба нет.Ребенок: Ржаной хлебушко – калачам дедушка.

Ребенок:  Матушка-рожь – кормит всех сплошь, а пшеничка только по выбору.

Ребенок:  Не уродится рожь – по миру пойдешь.

Ребенок: Хлеб да каша пища наша.

Ребенок:  Не красна изба углами, красна пирогами.

Народная подвижная игра «Кот и мыши»  Хлебные зерна бережно хранили в амбарах, под замком.  Чтобы получился хлеб, зерно должно было быть сухим, чистым, целым. Но были и такие озорники, которые за зерном охотились. Кто эти озорники? Как вы думаете? (ответы детей) (птицы, мыши). В каждой семье при амбаре был свой сторож. Как вы думаете, кто он ? (ответы)
Воспитатель вместе с детьми подходит к печке, дети присаживаются на лавочки возле стола. Воспитатель:Делу время – потехе час!

Эй, ребятушки, сходитесь,

За работушку беритесь,

А я песню спою,

Трудовую спою.

С песней труд идет быстрей, и работать веселей.

Шум рабочий затеваем,

Песню весело поем.

Хлеб душистый выпекаем

И на стол его несем.

Ах весна — красна,

Нам добро ты принесла:

Соху, борону

Лошадку ворону,

Соломки пучок

Солнца клочок,

Водицы кружку,

Хлеба краюшку!

Что про хлеб говорить, все говорено переговорено, и все хорошие слова сказаны, а лучше и больше сказать нечего.

Воспитатель: Пока хлеб в печи печется, мы  поиграем.
Игра — викторина с тряпичным мячиком на закрепление слов и понятий, которые встречались. 
  1. Поле, на котором выращивают рожь? (ржаное)
  2. Чем пахали землю в старину? (сохой)
  3. Как называется «расческа», разбивающая большие комья земли после вспахивания сохой? (борона)
  4. Песенка, которая вызывает дождь? (закличка)
  5. Поле, на котором выращивают пшеницу? (пшеничное)
  6. Колосок ржи (ржаной)
  7. Колосок пшеницы (пшеничный)
  8. Мука изо ржи (ржаная)
  9. Мука из пшеницы (пшеничная)
  10. Хлеб изо ржи — ржаной
  11. Хлеб из пшеницы – пшеничный
  12. Почему в народе говорят хлеб всему голова?
  13. Как надо относиться к хлебу?
«Песня о хлебе» Витлина. 
Вместе с воспитателем дети вынимают хлеб из печи (заранее приготовленные маленькие булочки) А вот и наш хлеб, готов. Вынимаем его осторожно, уважительно, кладем так, чтобы и низ и верх воздухом дышали. Корочка румяная, при постукивании слышно все. На лучинке,  которой пробуют хлеб на выпечку, не должно быть мякиша
Воспитатель с караваями на подносе подходит к детям  У кого хлеб родится, тот всегда веселится.Всех вас к чаю приглашаю

Хлеб ржаной на стол несу

Мы за чаем не скучаем

Воспитатель поет: Доброй песней привечаем.В этом году,

В славном дому.

Доброй вечоры

Щедрой вечоры

Добрым людям, на здоровья!

Чаепитие. 
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: