«Мы знаем родной город»

Автор: Казарцева Татьяна Борисовна,
воспитатель ТОГАОУ для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи,
«Центр психолого-медико-социального
сопровождения «Возрождение»
(ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение») г. Тамбова

(конспект  интегрированной образовательной деятельности по     патриотическому воспитанию для детей 6-7 лет)

Пояснительная записка

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, развитие интереса к русским традициям, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

Данная методическая разработка представляет собой конспект интегрированной образовательной деятельности на тему «Мой родной город». Интегрированное занятие построено в виде экскурсии – рассказа о родном городе, его истории, основных улицах, памятниках и площадях.  Слайдовая презентация памятных мест г.Тамбова.

В группе была создана определённая предметно-развивающая игровая среда,  стимулирующая воображение ребёнка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере.

Занятие длится 35 – 40 минут и состоит из трёх последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

В свободной совместной деятельности со взрослым дети изготовили коллективную открытку «Это мой Тамбов».

Интеграция: образовательная   область «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»,  «Музыка», «Художественное творчество», «Здоровье».

Цель:  формировать нравственно-патриотические чувства, расширять  представления детей об истории города, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края.

Задачи:

  1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине (знания о достопримечательностях родного города), некоторые исторические сведения (возникновение города Тамбова).
  2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
  3. Развитие умений конструировать из бумаги, используя ножницы и клей, способности действовать по образцу и самостоятельно.
  4. Развитие у детей высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, воображение)
  5. Пополнение словарного запаса.
  6. Воспитание дружеских отношений, желания помогать друг другу.

Предварительная работа

  • Целевые прогулки по близлежащим улицам.
  • Экскурсии и проведение мероприятий в Тамбовском областном  краеведческом  музее, областной  детской  библиотеке.
  • Беседа о названиях улиц.
  • Рассматривание иллюстраций «Памятники родного города». Обсуждение.
  • Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации.
  • Игра «Путешествие по родному городу».
  • Игра «Узнай, где я нахожусь».

 Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • авторский медиапродукт –  презентация PowerPoint «Тамбов» 2003, 20 слайдов

Содержание деятельности:

Организационный момент. Приветствие

Придумано кем-то и просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

— «Здравствуйте!»- скажем, солнышку, птицам,

— «Здравствуйте!»- милым улыбчивым лицам

— «Здравствуйте!», «Здравствуйте!» все.

Воспитатель: Дети, как Вы считаете, какое слово самое главное на свете? (мир, мама, Родина).

Да, каждое из этих слов по — своему главное: всем людям нужен мир, и детям, и взрослым часто требуется помощь, совет и доброе слово мамы. Не прожить человеку и без Родины. А что такое Родина? (ответы детей)

  Все  мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.

(В. Степанов)

Есть Родина большая и малая. Большая Родина – это наша огромная, необъятная страна — Россия (показ на карте)

Малая родина – это место, где мы родились и живём.

Как называется город, в котором  мы живем? (ответы детей) ТАМБОВ — наш родной город (показывает на карте).

Взгляните на карту великой России,
И в центре найдёте наш город Тамбов.
Душой мы и сердцем его полюбили,
И он нам дороже любых городов.

А.Офицеров

 У каждого города есть свой герб, отражающий его особенности. Есть он и у нашего города.

 А кто знает,  что изображено на нашем гербе и почему? (золотой улей и три пчелы, потому, что наши предки занимались пчеловодством, а мёд в то время ценился очень высоко) Обратите внимание  на цветовую гамму герба: лазоревый означает честность, серебряный – благородство (слайд с изображением герба Тамбова).

Кольцом лугов, кольцом садов
С землёю обручён Тамбов,
Сбежав к реке на водопой.
Теснятся ветлы над водой.
А за рекой — леса, поля …
Мой край — мой дом — моя земля.
Я много найду для тебя добрых слов.
Как верю в тебя, как люблю свой Тамбов.

С. Милосердов

Какое красивое стихотворение написал тамбовский поэт Сергей Милосердов, каждая строчка полна любовью к городу, к людям, живущим в нём.

Подарим красивые, добрые слова нашему родному  городу.

Дидактическая игра «Букет красивых слов»

Какой наш Тамбов? (Большой, зеленый, красивый, уютный, дорогой, любимый, единственный, неповторимый,  праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, духовный, молодой, белый).

Воспитатель: История Тамбова неразрывно связана с судьбой русского народа, его горестями и радостями, победами и достижениями. Хотите узнать, как возник наш город?

Память листает былого страницы,
Нас переносит в семнадцатый век…
Всё начиналось с татарского вала….
И с небольших городов – крепостей.

В. Дорожкина

Тамбов был основан в 1636 году. В те далекие времена жили славяне. Жили они в маленьких селениях, мирно и дружно.  Но вот на Русь стали нападать завоеватели – монголо-татарские орды. Тогда царь приказал на пути к Москве построить крепости, чтобы не подпустить врагов к стольному граду. Одна из таких крепостей и была построена по окраине леса и двух рек – Цны и Студенца. Крепость была небольшой, деревянной. Много раз кочевники нападали на крепость, но разрушить ее не смогли. Постепенно около крепости возводили дома, торговые палатки. Люди занимались пчеловодством, охотой, рыбной ловлей, разными ремеслами, торговлей. Так зародился наш Тамбов.

Есть губернии краше,
Богаче, красивей,
Но Тамбовщина наша –
В самом центре России.

В. Дорожкина

Сегодня я приглашаю совершить прогулку по нашему Тамбову,  и  начнем мы её с места, где начал строиться город. Здесь в  настоящее время расположен Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Рядом — монумент «Огонь вечной славы» (Открывается слайд с изображением памятника). Огонь здесь горит и днём и ночью в память о погибших воинах, поэтому он называется – вечным огнём.

Кому посвящен этот памятник? (воинам, павшим в Великой Отечественной войне).

Есть ли ещё памятники в Тамбове, посвящённые воинам, павшим в Великой Отечественной войне? (ответы детей — Танк «Тамбовский колхозник», памятник нашей землячке Герою Советского Союза Зое Космодемьянской, есть памятники и в парке Победы)

Как чтят тамбовчане память о воинах, павших в годы Великой Отечественной войны? (ответы детей).

Никто не забыт и ничто не забыто!
Яркая надпись на глыбе гранита
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом сыпучим венки засыпает,
Но словно, огонь у  подножья гвоздика
Никто не забыт и ничто не забыто!

                                        А. Шамарин

Минута молчания

Воспитатель: Отправимся дальше.

Физкультминутка «Мы по городу идём»

Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями

Мы по городу шагаем, Шагают
Выше ноги поднимаем. Высоко колени, маршируют
Через лужи не пойдём, Жест рукой
Лужу мы перешагнём Шаг в сторону
Дождь стучит по крыше так: Согнуть колени, хлопать руками
Кап–кап-кап, кап-кап-кап! Три хлопка справа, три слева
Не промокнем я и ты: Жест показывают на себя, потом руки вперёд
Открываются зонты. Руки вверх
Дождик быстро прекратился, Руки постепенно опускаются
В радугу он превратился. Руки вверх, встать на носочки
На скамейку мы присели, Присесть
Там конфет кулёчек съели. Имитация руками
А когда друзей встречали, Встать
Мы руками им махали! Машут рукой
Вот как славно погуляли: Шагают
Друг за другом мы шагали! Повернулись направо, шагают за воспитателем
Раз-два, раз-два! Шагают
Подойдите все сюда! Подходят к экрану

Воспитатель:  Мы с вами   у памятника  Г.Р. Державину. Он жил,  работал в нашем городе и  был первым губернатором города Тамбова. В его честь названа улица и университет.

Что это за  здание, которое находится недалеко от университета? (слайд) Правильно, Тамбовская картинная галерея. Здесь проходят выставки картин и художественных экспонатов.

Какие ещё общественные здания  вы знаете? (торговый центр ГУМ, областная детская библиотека, управление внутренних дел, музыкальная и художественная школы, дворец спорта «Кристалл» и ещё много красивых и нужных зданий).

Мы прошли мимо зеленого уголка, что на улице Советской. Давайте подойдем к этому месту. Узнаете? Это любимый парк жителей нашего города. Вы бывали здесь с родителями? Катались на каруселях?

И я приглашаю вас покататься на карусели.

Музыкальная игра «Лодочки»
( Звучит мотив русской  народной песни «Коробейники»)

(Дети становятся парами, берутся за руки, поочерёдно приседают, сначала медленно, постепенно убыстряя ход в соответствии с музыкой)

На качелях я лечу-
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Я пою, смеюсь, кричу –
Вверх, вниз, вверх, вниз.

Воспитатель: Высоко мы взлетали на качелях. Кто  увидел набережную? Как называется река, на которой стоит Тамбов? (река Цна). Все жители и гости Тамбова любят гулять по  набережной. Спустимся и мы к речке.

Пальчиковая гимнастика

К речке быстро мы спустились

К речке быстро мы спустились,

шагаем на месте

Наклонились и умылись. наклоны вперед, руки на поясе
Раз, два, три, четыре,

хлопаем в ладоши

Вот как славно освежились. встряхиваем руками
А теперь поплыли дружно, дети «плывут»
Делать так руками нужно: круги двумя руками вперед
Вместе – раз, это – брасс, круги двумя руками вперед
Одной, другой – это кроль.

круги руками вперед поочередно

Все, как один, плывем, как дельфин. прыжки на месте
Вышли на берег крутой шагаем на месте
И отправились домой. шагаем на месте

Воспитатель: Продолжим прогулку по нашему городу.

В каждом городе есть самая большая, красивая, главная площадь. Есть такая площадь и в городе Тамбове. Как она называется? (площадь Ленина).

Что расположено на Ленинской площади? (драмтеатр, кукольный театр, кинотеатр «Родина», красивое здание областной библиотеки им. А.С. Пушкина.)

Ответы детей сопровождаются фотографиями на экране.

Мы на улице Интернациональной – справа кинотеатр «Родина»,  впереди – железнодорожный вокзал, каждый день в наш город приезжает много гостей.

С каждым годом хорошеет наш город. Поднимаются ввысь многоэтажные дома, строятся новые школы, магазины.

Дети, кем созданы красота и богатство нашего города?

Да, человеческие руки и ум создали всё, что нас окружает.

В городе Тамбове
Люди дружные живут,
Любят город, берегут.

Нам пора возвращаться в детский сад, по дороге споём песню о Тамбове, которую написана  тамбовским автором О. Егоровой

Дети поют песню  «Я в Тамбове родился»

(О. Егорова — Л. Майская)

Воспитатель:  А  сейчас я приглашаю занять места за компьютерами.

Мы немножко поиграем

Свои знанья проверяем

Пальчиковая гимнастика

Соберите пальцы горкой,
И Маришка и Егорка,
Указательный согните
И немножко поднимите.
Начинайте им стучать
И при этом напевать:
«тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Вышли звери за плетень,
Похвалялися весь день!»
Стоит потренироваться,
Чтобы с мышкой управляться!

I. Дидактическая игра «Отгадай здание в Тамбове по загадке»

(автор загадок  Кривопустова Л.А, воспитатель МБДОУ ДС «Родничок» — rodnichok.68edu.ru›wp/?p=900)

Дети сидят за компьютерами, где размещены фотографии с изображением  достопримечательностей нашего города. Воспитатель загадывает  загадки, а дети  должны определить, какое это общественное здание Тамбова и с помощью компьютерной  мышки щелкнуть по нему. Чтобы перейти к следующему экрану с другими памятными местами Тамбова, щелкают  по зелёной стрелке.

1. Здесь куклы чудные живут,
Тебя здесь в сказку унесут,
Здесь волшебство свой правит бал,
Ну, угадай, куда попал?!
(Кукольный театр)

2. Папа, мама, не грустите
На спектакль к нам  идите.
Артисты – чудо мастера!
Им дружно мы кричим УРА!
(Драматический театр)

3. Если хочешь ты всё знать
Про животных и людей,
Ты сюда иди скорей!
Здесь экспонаты стоят ровно в ряд
И очень о многом тебе говорят!
(Музей)

4. Плавать, бегать, в мяч играть,
От других не отставать,
Сюда стремится стар и млад,
Дружить со спортом каждый рад!
(Дворец спорта)

5. Артисты песни здесь поют,
В ответ все громко хлопают.
Пугачева, Киркоров здесь выступали,
Вы с папой и мамой здесь не бывали?
(Концертный зал Филармонии)

6. Музыку любишь?
Скорее сюда!
Гармонь, пианино
С тобой навсегда?
(Музыкальная школа)

7. Красиво хочешь рисовать?
Чудо полотна создавать?
Тебе придется походить,
Где учат с кисточкой дружить
(Художественная школа)

8. Качели, карусели и игра,
Вся детвора бежит сюда!
Здесь можно людям отдохнуть
И аромат цветов вдохнуть!
(Парк культуры и отдыха)

9. Здесь фильмы смотрят все подряд,
Сюда прийти так каждый рад,
Уютный, новый кинозал,
Ты рад, что фильм здесь увидал! (Кинотеатр)

           II.     Дидактическая игра «Что лишнее»

У ребят имеется изображение герба, улья, пчёл в различных цветовых решениях.  Ребятам нужно сложить герб и определить цвет каждой детали герба.

Воспитатель читает стихотворение С. Милосердова:

Три хлопотуньи – пчелки, улей – наш герб.
В нем лето, зной, трава.
Пропахли дни июня и пахнет медом синева,
К спине рубахи прилипали.
С лица не вытирая пот,
То люди добывали мед.
Взгляни, стал город выше ростом,
Как песня наши дни светлы.
Тамбовцам свойственны упорство
И трудолюбие пчелы!

Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми  заданиями.

Сегодня мы с вами много говорили о нашей Родине – городе, в котором мы живем – Тамбове. Закончить наш разговор я хочу стихотворением Т. Боковой.

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.

И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

 Использованная литература:

  1. Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М.: Просвещение, 1980.
  2.  Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой.- М.: Просвещение, 1984.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Система патриотического воспитания в ДОУ/ авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др.- Волгоград: Учитель, 2007.
  5. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Рекомендуемая литература:

«На земле Тамбовской я живу»

Черменский П.Н. Прошлое тамбовского края. Тамбов,1961

Евдокимова Е. Технология проектирования в ДОУ. Москва,2006.

Цветкова И.В. Игры и проекты. Ярославль,1997

Н. В. Алешина  Знакомим дошкольников с родным городом  Москва, 1999.

С. И. Голованов. «Город на Цне», ТКИ, 1960 г.

А. Белкин. «Тамбовский край навеки в сердце».  Краеведческие очерки, Тамбов, 2007г.

Ю. М. Блохин.  «Очерки о строителях Тамбовщины», Тамбов, 1998 г.

Ю. Н. Блохин. «Тамбов». Географический атлас. ГУ Геодезии и картографии при Совете министров СССР, Москва, 1990 г.

В. Дорожкина. «Тамбовский край – ты часть моей России», 2002 г

Интернет – ресурсы:

ru.wikipedia.org›Тамбов

Tambovia.ru›tambovskiy_volk.html

«История города Тамбова или Добрый город на Цне»

Черменский П.Н. Прошлое тамбовского края. Тамбов,1961

Сохранский А.В. Легенды и предания тамбовского края. Тамбов, 2004

Н. В. Алешина  Знакомим дошкольников с родным городом.  Москва, 1999.

В. Дорожкина. «Тамбовский край – ты часть моей России», 2002 г

Щукин Ю.К., Горелов А.А., Молчанов Г.А. Тамбов старый, Тамбов новый, Тамбов, 2002.

Пешков.  «Страницы прошлого читая»,  г. Воронеж, 1972 г.

Горелов А.А., Щукин Ю.К. Тамбов. Справочник-путеводитель (центральная часть). Тамбов,1999.

СельцерГ. И., Дорожкина В.Т.  Тамбов. Из истории города. Москва: «Советская Россия», 1987

Интернет – ресурсы:

family-history.ru›material/history/historygorod/…

ru.wikipedia.org›Тамбов

tstu.ru›education/elib/pdf/2002/slezin1.pdf

 «Тамбов — это Родины нашей частица»

Щукин Ю.К., Горелов А. А., Молчанов Г. А. Тамбов старый, Тамбов новый, Тамбов, 2002.

Горелов А.А., Щукин Ю.К. Тамбов. Справочник-путеводитель (центральная часть).  Тамбов,1999.

Н. Ф. Губанова  Игровая деятельность в детском саду. Москва , 2006.

Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. Как научить детей любить Родину.  Москва, 2005.

Илешин Б. …И голубые небеса.  Москва: «Советская Россия» 1981.

Курбатова Т. «Разноцветные стихи и сказки». Тамбов, 2003.

Дорожкина В. Я признаюсь тебе в любви, Тамбов. Тамбов,1975.

Василенко С. Рахманинов. Ленинград,1961.

Евдокимова Е. Технология проектирования в  ДОУ, Москва, 2008

Цветкова И.В.  Игры и проекты. Ярославль,1997.

tambov.net›region/history.htm

region-68.ucoz.ru›publ…istorija/istorija_tambova

«Родная улица моя»

Н. А. Арапова-Пискарева Мой родной дом. Москва, 2005.

Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. Родной край. Москва, 1990.

Т. А.Шорыгина Родные сказки,  Москва, 2003.

Е. Ю. Александрова Е. П. Гордеева, М. П. Постникова Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград, — 2007.

Черменский П.Н. Прошлое тамбовского края. Тамбов,1961

Ю.К.Щукин, А.А. Горелов, Молчанова Г. А. Тамбов старый, Тамбов новый, Тамбов, 2002.

Интернет – ресурсы:

Tambovia.ru›pamjatnik_tambovskomu_muzhiku.html

tambov.net›region/history.htm

ru.wikipedia.org›wiki/Тамбов

«Музыка С.В.Рахманинова всегда с нами»

О.А. Казьмин  «Рахманиновские места в Тамбове». Тамбов, 2002

Василенко С. Рахманинов. Ленинград,1961.

Интернет – ресурсы:

tstu.ru›win/kultur/composer/rahm/rachtamb.htm

rachmaninov.tmb.ru›tambov.html

astrasong.ru›muzykalnoe-kraevedenie-v-tambovskom…

«Есть улицы центральные»

Н. В. Алешина  Знакомим дошкольников с родным городом.  Москва, 1999.

Щукин Ю.К., Горелов А.А., Молчанова Г.А. Тамбов старый, Тамбов новый, Тамбов, 2002.

Горелов А.А., Щукин Ю.К. Тамбов. Справочник-путеводитель (центральная часть). Тамбов,1999.

СельцерГ. И., Дорожкина В.Т.  Тамбов. Из истории города. Москва: «Советская Россия», 1987

Н. А. Арапова-Пискарева Мой родной дом. Москва, 2005.

Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. Родной край. Москва, 1990.

Ю. Мещеряков. « Г. Р. Державин», Тамбовский период деятельности, Тамбов, 2006 г.

Интернет – ресурсы:

tambov911.narod.ruindex/0-18

tambov.rutambov-history/tambov-str.html

ru.wikipedia.orgКатегория:Улицы Тамбова

«Достопримечательности нашего города»

Н. А. Арапова-Пискарева Мой родной дом. Москва, 2005.

Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. Родной край. Москва, 1990.

Курбатова Т. «Разноцветные стихи и сказки». Тамбов, 2003.

Дорожкина В. Я признаюсь тебе в любви, Тамбов. Тамбов,1975

А. Белкин. «Тамбовский край навеки в сердце».  Краеведческие очерки, Тамбов, 2007г.

Е. И. Юстова, М. М. Максимов.  «Тамбов». Памятники архитектуры, Ц – Ч кн. изд., Воронеж, 1979 г.

Е. О. Окорокова, Л. П. Перегудова. «Память о ВО войне в Тамбовской области», Рекомендательный библиографический указатель, Тамбов, 2004 г.

В. Кученкова. «Тамбовские православные храмы», Тамбов, 1992 г.

И. Кучин. «Тамбов на карте генеральной», Воронеж, Ц – Ч кн. изд., 1986 г.

Интернет – ресурсы:

komandirovka.ru›Достопримечательности Тамбова

prorossiu.ru›?page_id=6

7travel.ru›regions/Sights_of_Tambov/

Tambovia.ru›dostoprimechatelnosti_Tambov.html

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: