Экологические экскурсии для дошкольников

Сладкова Т.А., учитель предшкольной подготовки
Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ
Сампурского района

Основная задача экскурсий – донести до ума и сердца малышей то, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

Экскурсии позволяют детально изучить отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения.

Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Лес, река Цна, луга, поля – все это используется в воспитательных целях. Ученики любят экскурсии в природу. Каждая новая встреча с природой вызывает у них чувство радости и удивления.

Цели экскурсий разнообразные: сбор природного материала для поделок, для проведения наблюдений за птицами, растениями, а также для осуществления практической деятельности в природе.

Например, во время осенней экскурсии в лес наблюдали сезонное преображение природы: состояние неба, воздуха, листьев на деревьях и кустарниках. Слушали «музыку» осени: шуршание листьев, прощальное пение птиц. Затем свои наблюдения и впечатления ученики изображали на листе бумаги.

Экскурсия по экологической тропе преследовала практическую цель –найти и отметить на карте места, где встречаются лекарственные растения. Во время экскурсий учитель читает детям стихи, загадывает загадки, а также сообщает о пользе найденных на участке растений (цикорий, ромашка, чистотел и др.), используя альбом «Лекарственные растения нашего края» из экспозиции мини-музея. А во время экскурсии на берег реки Цны дети убирали мусор (пластиковые бутылки), в ходе зимней экскурсии по территории школы подкормили птиц.

Экскурсии проводятся и с целью повторения правил поведения в природе. Они планируются на весеннее время года, так как в это время у животных появляется малыши, и очень важно не напугать взрослых птиц и зверей, чтобы они не оставили без присмотра своё потомство. Обязательно перед каждой экскурсией повторяются правила поведения в природе. А самая первая экскурсия в природу начинается так. Учитель сообщает детям о том, что сегодня они пойдут в гости (в лес, на луг…). Обязательно уточняется, кто такие гости и как нужно себя вести в гостях? Можно ли в гостях шуметь? …кричать?…брать руками без спроса?…уносить?

Такой настрой помогает детям задуматься о своих действиях и выработать правильное поведение в природе. Во время экскурсий с детьми проводятся дидактические и ролевые игры. Играя, ребёнок лучше усваивает знания об объектах и явлениях природы, учится устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

Особенно малышам по душе ролевая игра “Жалобная книга природы”, в которой роли обиженных людьми обитателей природы берут на себя учитель или дети. Эта книга является экспонатом мини-музея.

«Жалобная книга природы» — тревожный рассказ о том, как порой трудно живётся цветам, деревьям, птицам, рыбам. Автор этой книги – сама природа. Читатели – люди с добрым, честным отзывчивым сердцем. «Жалобная книга» — крик о помощи.   Кто прочитает эту книгу внимательно, тот научится понимать, ценить и беречь природу, станет ее другом и помощником.

Ребята разбирают каждую жалобу и вместе ищут ответы на вопросы, как помочь природе, как сделать так, чтобы «Жалобная книга природы» стала поменьше и потоньше?

А в зимний период можно провести с детьми занятие по этой книге, цель которого закрепление знаний детей об особенностях жизни птиц, рыб, деревьев зимой, а также формирование правильного поведения в лесу.

Фрагмент занятия:

Жалоба  елки: «Грустно мне и одиноко в лесу. Совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли десять елочек красавиц. Но под Новый год появились в лесу жестокие люди с топорами, вырубили их под самый корешок и увезли… Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались на них несколько дней, да и выбросили на помойку. Таким образом, стройные зеленые елочки превратились в никому не нужный мусор. А какие славные они были! Не скрою, и детей мне жаль – что за Новый год без елки. Ну как же тогда правильно поступить?»

(Покупать елки, специально выращенные в питомниках, купить искусственную елочку, украсить помещение еловыми ветками)

Жалоба дроздов, зябликов: «Ух, как же холодно! И спрятаться от мороза негде. И есть нечего. Ничего другого не остается, как погибнуть от голода и холода. А все почему? Жили мы в клетках, нас кормили, поили, а поздней осенью взяли и выпустили на волю…»

Вопрос учителя: Как вы думаете, какие ошибки совершили люди? (1.Нельзя держать птиц в клетках. 2.Эти птицы перелетные, они не приспособлены к жизни в зимнее время).

Жалоба рыб: «В воде, где мы живем, совсем мало кислорода стало, того и гляди, задохнемся. Почему? Да все водоемы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов. Только они смогут спасти нас от верной гибели».

Вопрос учителя: Как вы думаете, чем рыболовы могут помочь рыбам? (Зимой они делают проруби во льду, и воздух через них попадает в воду).

Жалоба синиц, снегирей: «С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню уж очень однообразное: замерзлая каша, хлебные крошки. Да и не всегда нам и этот корм достается: то ветром его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут!»

Вопрос учителя: Как же помочь птицам, которые остаются с нами зимовать? (Не забывать каждый день подкладывать свежий корм в птичьи столовые; знать, чем питаются птицы, которые прилетают к вашей кормушке и что им необходимо, чтобы пережить зиму.)

Результатом таких игр становится приобретение личностных качеств, новых установок и ценностных ориентаций в сохранности окружающей среды.

Усвоение зависимостей между объ​ектами и явлениями живой природы — наиболее сложная для ребенка-до​школьника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составля​-ют ответы на разнообразные «как?», «почему?»; «отчего?»

Порой наши дети проявляют жестокость по отношению к тем или иным объектам природы не потому, что они такие безжалостные и бессердечные, а просто потому, что ничего не знают об их жизни, о пользе, которую они приносят другим животным, растениям, а также человеку. А когда узнают, то уже по-другому смотрят и на пчёл, и на ос, и на волка, и на лягушку. Поэтому основной задачей в воспитании дошкольников автор считает следующее — дать как можно больше информации о жизни животных и растений.

Учитель ничего не оставляет без внимания. Каждый день отвечает детям на их многочисленные вопросы, например:

1.​ «Почему у птенцов ярко-красный или оранжевый рот?» (голодные птенцы кричат. Привлечённые красным цветом (для всех животных он является сигналом тревоги, птицы-родители суют корм в раскрытый клюв)

2.​ «Почему крапива жжётся?» (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, жёсткие стенки волосков делают на коже ранку, в которую попадает кислота. Она и вызывает жжение.)

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы, поэтому лучше всего уроки мышления проводить непосредственно в природе. Однажды во время прогулки по лесу дети заметили, что на муравейник опустилась птичка, вытянула крылышки в стороны и посидела в таком положении несколько минут. Естественно, у детей возникли вопросы: «Что же она делает? Для чего?» Учитель объяснил, что эта птичка принимала «муравьиную ванну», освобождаясь от паразитов. Оказывается, муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой, которую не переносят паразиты).

Сочетание прогулок с увлекательным рассказом учителя помогает понять и почувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого в этом мире.

Приложение

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром

Тема:  Путешествие по весеннему лесу

Цель:  дать представление об изменениях в жизни диких животных  весной.

Задачи:

— закрепить знания о признаках весны;

— расширить словарный запас за счёт существительных-названий

детёнышей животных, профессий людей (егерь);

— учить отвечать на вопросы полными ответами;

— развивать логическое мышление через отгадывание загадок;

— развивать слуховое и зрительное внимание, память;

— заложить основы экологического воспитания.

Оборудование: презентация к уроку, природоохранные знаки, корзина с «угощением» для зверушек, разрезные картинки.

 

Ход занятия.

  1. I.                  Эмоциональный настрой

Учитель: Я хочу подарить вам свою улыбку! Улыбнёмся друг другу. Введение в тему занятия

Учитель:

Мне очень нужна ваша помощь. Когда я шла в школу, то на улице заметила следы! Но  вот я никак не пойму,  кто же их оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошел так тихо-тихо

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

  1. II.               Беседа о весне.

— Так вот, кто следы оставил! Расскажите, какие следы весна  оставляет  на улице?

-Без чего не может наступить весна? (без солнышка)

-Но ведь зимой тоже светит солнышко.

— Расскажите, какое солнышко вы любите?

IV. Упражнение на релаксацию.

Учитель: А сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.

Наше солнышко взошло,

Стало здесь нам всем тепло.

Солнышко греет нам щёчки,

носик, подбородок, ладошки.

— Вы чувствуете?
А пока мы отдыхали, нам пришло письмо.

— Как вы думаете, от кого?

— А хотите узнать? Помогите открыть конверт. (Дети помогают учителю открыть конверт. В конверте приглашение в гости от зверей).

Учитель:    Мы сегодня отправимся с вами в весенний лес.

— Как вы думаете, на чём лучше всего путешествовать по лесу?

Дети предлагают разные варианты, а учитель старается выбрать самый приемлемый способ. Например, ребёнок предлагает отправиться в путешествие на поезде, учитель  с учениками приходят к выводу, что колёса громко стучат, они распугают всех животных. На самолёте мы тоже ничего не увидим, так как он быстро летит. И так далее. В конце концов дети приходят к выводу, что лучше всего путешествовать по лесу пешком.

  1. Физкультминутка «По дорожке к лесу»
    (Дети выполняют движения за учителем)

— шагаем

— перепрыгиваем через ручеёк

— ходьба по камешкам

— подлезание под веточками

  1. IV.             Повторение правил поведения в лесу.

На экране появляется маленькая  картинка леса.

Учитель: Ребята, а лес нас не хочет пускать к себе. Он боится, что мы потревожим его жителей. А давайте-ка расскажем ему о том, как надо вести себя в лесу.

Сделайте  шаг вперёд (на полу картинки с природоохранительными знаками. Дети берут по одной картинке и объясняют, почему надо ходить в лесу по дорожкам, почему нельзя подходить близко к гнёздам и т.д.)

— А теперь посмотрим на экран, впустит нас лес?

(Открывается картинка лесной поляны, звучат голоса птиц)

Как дышится в лесу? (легко, там чистый воздух)

Чем пахнет в лесу? (травой, грибами, цветами……)

А кто нас встретит в лесу? Давайте подумаем, какие животные будут нас встречать?

1. Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, кур в деревне крадёт.(лиса)
2. Чьи это следы на экране? Картинка на экране(заячьи)

3. Чей это голос? Звучит голос волка  (волчий)

4. А чьи это запасы? На экране шишки, грибы, жёлуди)

VI. Работа в группах

Соберите разрезные картинки (медведь, ёж, барсук)

(На экране все животные, о которых загадывались загадки и составлялись картинки)

— А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной?

VII. Показ презентации «Дикие животные весной»

Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.

Ест всё, что ему попадётся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.

Из животной пищи ест насекомых, раков, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники), мелких зверьков. А также очень любит рыбу.

В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило.  Греются малыши возле матери и молочко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.

Учитель:  А какие ещё животные просыпаются весной?

Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками.

Они поедают также дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.

Весной ежиха выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.

Учитель: Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?

— Теперь мы с вами поговорим о белке.

Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку. А кто знает, чем питается белка?

Поздней весной белка выводит потомство. А как называются детки белочки? А какая окраска у белочки?

— Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?

Да, заяц-беляк меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.

Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.

Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство.

— А как называются детки у лисы?

И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери, она вскармливает их молоком. Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.

Все звери весной линяют. Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.

VIII. Закрепление.

1. Игра «Правда-неправда»

(Учитель произносит предложения, а дети, если согласны с ним, то хлопают в ладошки. Если не согласны, то топают ногами)

Весной животные линяют.

Зайчата рождаются слепыми и голыми.

У белки и зайца меняется окраска шерсти.

Многие животные весной выводят потомство.

Ежи весной впадают в спячку.

Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, ящерицы, змеи, лягушки.

2. Угадай, чей домик?

А чьи это дома? (На экране нора, берлога, дупло, куст)

— А какое у вас мнение насчёт того, как мы должны обращаться с животными?

В лесу есть люди, которые заботятся о лесе и следят за порядком. Их называют егерями. ЕГЕРЬ – это человек в охотничьем хозяйстве России. Он и сам охотник, а также помогает другим охотникам-любителям. Но главная его работа – это охрана леса и его обитателей. Он следит за тем, чтобы люди соблюдают правила поведения в лесу, а также закон об охоте. Весной у него особенно много работы. Он следит за тем, чтобы люди не охотились на животных, так как охота весной запрещена. Ведь у многих животных появляется в это время потомство. Если убьют родителей, то погибнут и их детёныши. Да и шерсть в это время у них некрасивая, так как они линяют.

Учитель: Ребята, егерь прислал нам вот эту корзину.

— Как вы думаете, это для кого угощение?

(Учитель показывает детям большую корзинку, в которой  лежат молоко, кора дерева, грибы, орехи, мёд, мясо и др. Дети садятся вместе с учителем на ковёр, разбирают корзину и предлагают, какому зверю что отдать)

X. Подведение итогов:

— Кого встречали в лесу?

— Как их назвать одним словом? (звери)

— Чем отличаются звери от других животных? (4 ноги, тело покрыто шерстью)

Подготовленные заранее дети читают стихи об охране животных.

А теперь давайте тихо уйдём из леса так, чтобы не потревожить животных. А корзинку оставим зверюшкам. (Дети тихо на цыпочках покидают группу)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: