«Поклонимся великим тем годам!..»

урок на тему «Сталинградская битва»
Автор: Р.М. Говердовская, г.Тамбов

 

Цель урока:

  • показать учащимся, что великая победа в Сталинградской битве была обеспечена не только мужеством, геройством, сознанием своего долга защитников Сталинграда, умением наших полководцев, но и усилиями тружеников тыла, которые с осени 1942 г. полностью обеспечивали нашу Армию всем необходимым
  • воспитывать у учащихся гордость за наш народ, который нанес столь сокрушительный удар по врагу, от которого он уже не мог оправиться, и что положило начало коренному перелому не только в Великой Отечественной войне, но и Второй мировой войне
  • продолжить формирование у учащихся навыков в отборе и письменном изложении  материала

 Оборудование: карта «Великая Отечественная война». Атласы по истории  (10 кл.). Документальный видеофильм «Война».

На уроке присутствовал ветеран войны – защитник Сталинграда Карнейкин В.К.

I. Вступительное слово учителя об обстановке, сложившейся на нашем фронте летом и осенью 1942 г. и о важности  не сдать г. Сталинград врагу. (5мин.)

II. Стихи читают учащиеся 10-11 классов.

Есть в жизни народов такие суровые дни,
Что всем поколеньям врезаются в память они.
Вас пламя войны обожгло в сорок первом году
И дымные ветры неслись, предвещая беду.
Стояли Вы насмерть, плечом прижимая плечо,
И жерла орудий дышали на Вас горячо.
В предчувствии злой, приближавшейся к сердцу беды
Не дрогнули Вы, а теснее сплотили ряды.

Тогда, изранена стократ,
Сама земля горела.
Тогда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело.

В зное заводы, дома, вокзал
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
«Город не сдай врагу!»
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.

Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.

Пятый раз в этот день начинают они наступленье,
Пятый раз в этот день поднимаю бойцов я в штыки
Пятый раз в этот день лишь порывом одним вдохновения
Мы бросаем врага на исходный рубеж у реки.

Вы забыли всё. Вы бились беспощадно.
Вы на лезвиях штыков Ваш гнев несли.
Не жалея жизни, чтобы взять обратно
Развороченный кусок родной земли.

Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле.
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград!

Сталинград! Коричневую стаю
Сокруши железом и огнем.
Синева небесная блистает
Сталинград при имени твоем.

И пробил час. Удар обрушен первый
От Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
Что значит ярость верящих людей.

Твердынею высясь над волгой,
В кольце неприступных оград
Вещает о славной Победе
В громах и в дыму Сталинград.

Сила силу разбила! И пустила «в распыл…»
Справедливости сила, «Сталинград их разбил,
Сталинград – победил!» (5 мин.)

III. В подтверждение слов учителя и слов стихов демонстрируются кадры из видеофильма «Война» (12 мин.)

Учащимся задается вопрос, на который они, просмотрев видеофильм, прочитав § учебника, прослушав стихи и выступление ветерана войны Карнейкина Василия Константиновича, должны дома письменно ответить на вопрос: «Что помогло защитникам Сталинграда одержать победу? Каковы значение и последствия этой победы?».

IV. Слово предоставляется защитнику Сталинграда Карнейкину В.К. (вместе с вопросами к нему-20 мин).

V. В заключение прослушивание песни «Поклонимся великим тем годам» (слова А. Добронравова, музыка А. Пахмутовой).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s