Интегрированный урок «Весна идет»

(Интегрированный урок по изобразительному искусству, музыке и  литературе в 6 классе)

 Учителя: Т.А. Мизгирева, Н.В.  Востриков
МБОУ Токарёвская СОШ №2 Токаревского района

 

 

Урок предлагается провести в 6 классе в разделе «Пейзаж»

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Искусство в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. – М. «Просвещение», 2009

Урок сопровождается слайдовой презентацией с звуковыми файлами. По итогам урока для закрепления теоретических знаний проводится тест, вынесенный на слайды.

Тема: ВЕСНА ИДЁТ!

Цель урока: систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с различными средствами выразительности (по стихам русских поэтов, произведениям изобразительного искусства, музыке).

Задачи:

— образовательные:

  • обобщить знания о жанре живописи- пейзаже, законам композиции, обобщить впечатления учащихся от экскурсий по городу, в парке ;
  • научить строить пейзажное пространство с учётом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных  состояниях;

— развивающие:

  • совершенствовать изобразительные навыки,  выражать настроение холодными и тёплыми цветами, глухими и звонкими тонами;
  • развивать творческое воображение и образное восприятие мира;

— воспитательные:

  • содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству;
  • формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней;
  • продолжать знакомить детей с музыкальными средствами выразительности, которые используют авторы при изображении природы в музыкальных произведениях;
  • воспитывать интерес и любовь к классической музыке, воспитывать чувство гармонии.

 Оборудование и материалы:

компьютер, музыкальный центр, бумага, гуашь, кисти

  • Литературный ряд: стихотворения

            Ф. Тютчева «Зима недаром злится»,

            И. А. Бунин  Догорел апрельский светлый вечер

            А.А. Фет Я пришел к тебе с приветом

            И.Северянина «Вариация»,

             Г.Новицкой «Подснежник»,

             А.Плещеева «Весна»;

  • Музыкальный ряд: П.Чайковский «Песнь жаворонка»,  «Подснежник»,

             А.Вивальди «Весна»;

  • Изобразительный ряд: репродукции картин

             И.Левитана «Яблони цветут»,

                   «Вечер на пашне»,

                   «Вечер на Волге»,

                   «Большая вода»,

             А.Саврасова «Грачи прилетели»,

             К.Юона «Мартовское солнце»

  • презентация «Краски весны».

 1. Организационный этап. Сообщение темы урока, постановка цели и задач.

Музыка А.Вивальди «Весна»

У.ИЗО- Наш урок сегодня необычный: на одном уроке мы будем работать по трём предметам:  по литературе, изобразительному искусству и музыке  потому, что их объединяет одна тема « Весна идёт!»

vesna

*слайд 1

Эпиграф нашего урока: 

«Я русский человек, и русская природа любезна мне и я её пою»

                                                                          В.Гусев.

Эти слова, принадлежащие поэту Виктору Гусеву, целиком можно отнести к русским поэтам, художникам и композиторам, которые отображали в своих произведениях яркие картины русской природы. Ясное голубое небо, земля покрывается зеленым ковром травы, на деревьях распускаются почки. Может быть, именно о таком дне сказал М. Пришвин: «Началась весна! Какая прелесть!». Этим временем года восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал весну в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

Подготовка к изучению нового материала.

Давайте вспомним и прочтем стихи о весне из раздела

«Весна идёт, весне дорогу!», которые вы учили на уроках литературы.

Итак, кто хочет рассказать стихотворение?

* слайд 2 с изоб.весны

Ф.Тютчев   «Зима недаром злится»(читает ученик)

— Кому ещё понравилось это же стихотворение?

Что особенно понравилось?

(зима и весна показаны, как живые, противопоставляются друг другу: Зима-ведьма злая,  ворчит, злится, взбесилась.

Весна- прекрасное дитя, стучится в окно, хохочет, гонит со двора)

Этот поэтический приём называется  (олицетворение)

Всё живое радо приходу весны.

-Кто выучил другое стихотворение о весне?

 И.Северянин  «Вариация»                     *слайд

-Кому понравилось это  стихотворение? Чем именно?

(представляю яркие краски весны: цветы, зелень, лес, одетый в молодую листву, звенят ручьи, слышится трель соловья)

-А кому больше всего понравилось стихотворение о первом весеннем цветке подснежнике?

*слайд подснежник

 Л. Яхинин  «Подснежник».

-Что понравилось в стихотворении?

-Как изображён подснежник? (как живое существо:  поэт назвал его жителем весенним —метафора)

-Подснежник занесён в Красную книгу. Что это значит?

3. Открытие новых знаний.

3.1 Знакомство с произведением П.Чайковского «Подснежник»

у.Муз -Многие русские композиторы изображали настроение весны в своих произведениях: это и Чайковский в музыкальном цикле «Времена года», и Римский-Корсаков в опере «Снегурочка». Сегодня мы услышим музыку П.И.Чайковского. Послушайте как  передал красоту  первого весеннего цветка великий русский композитор.

 П.И.Чайковский   «Подснежник»

3.2 Знакомство и анализ произведения художника   И. Левитана.

У.ИЗО — Есть ли связь между писателями, композиторами и художниками? (Художники помогают нам лучше представить литературных героев и даже целые фрагменты из стихотворений и рассказов или музыкальных произведений)

Мы не раз говорили о художниках-иллюстраторах и даже сами иллюстрировали сказки и басни, рисовали главных героев.

-Кто же «главный герой» в произведениях  которые мы сегодня услышали? (Природа.)

—   Можно ли проиллюстрировать природу?

— Как мы называем картины, на которых изображена природа? (Пейзаж.)

репродукции картин И.Левитана

— Посмотрите на эти пейзажи. Поэт Баратынский сказал об одном из художников: «С природой одною он жизнью дышал…» Пейзажи, которые вы видите, написал известный русский мастер пейзажа Исаак Ильич Левитан. Он прожил совсем недолгую жизнь (1860-1900), оставив нам картины родной русской природы, в которых ее жизнь, ее дыхание. Как вы думаете, эти картины современны? Да, разве нельзя сказать, что эти уголки нашей природы написаны вот только что? Как просто и с какой любовью выражен в них вечный мотив Родины. А почему Левитан очень любил писать весну? Да, это время года отличается обилием цвета. Левитан любил весну — начало жизни. Из-за границы он пишет своему другу, художнику Васнецову: «Воображаю, какая прелесть у нас на Руси — реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия…»

Шедевром пейзажной живописи считается полотно «Весна. Большая вода». Отличается оно поэтичностью, лиричностью, теплотой, прозрачностью.

Какие же основные цвета в пейзаже? (Голубой, желтый, зеленый.) Но разве можно сказать, что картина раскрашена этими цветами? Конечно, нет. Посмотрите, как много цветовых оттенков — один цвет как бы вливается в другой. Так высоко мастерстве этого живописца!

На картине нет людей, но все согрето их незримым присутствием. Ялик, брошенный у берега, маленькие избы вдали, затопленные водой. Пленительная образность весенней природы.

Левитан умел, по выражению Пришвина, «… искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой».

Картина «Март» написана с натуры, без предварительных набросков и эскизов. Полна жизни и солнца, напоена светом и воздухом. ‘

Как просто и с какой любовью изображает художник маленькие уголки родной земли.

 -Какие чувства вызвали у вас эта картины?

-Вы слышите, как перекликаются птицы в вышине, как звенит капель?

— Как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы?

Рассматривая пейзажи Левитана, нельзя не думать о поэзии, музыке.

3.3 Знакомство с произведением П.Чайковского «Март. Песнь жаворонка».

У.Муз — А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос?

Сейчас зазвучит музыка великого русского композитора П.И.Чайковского «Март. Песня жаворонка»

Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Музыка звонкая, прозрачная. Она напоминает птичье щебетанье. Когда поют жаворонки, кажется, что всё небо залито песнями. Жаворонка не видно в небе. Только песня слышится где-то в вышине. То она спускается вниз, то снова поднимается вверх.

-Какие чувства  у вас вызывает музыка? (чувство радости, восхищения весенней природой, песней жаворонка)

А теперь послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна»

Чтение учителем стихотворения наизусть

*слайд портрет 1

ВЕСНА

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

-Какое настроение создалось у вас  после  прослушивания

  этого стихотворения?

-Что приносит людям обновление природы?

(радость читается в каждом взоре, даже у тех, у кого неприятности, горе, невзгоды  весне рады, как  празднику, сердца полны надежды.)

 Итак, что же общего в произведениях Левитана,  Плещеева, Чайковского?

 (Авторы горячо любили родную русскую природу, дали описание весны искренне. радостно, так, как они сами относились к ней)

ФИЗМИНУТКА  (ПРОГУЛКА В ЛЕС)

Муз.А.Вивальди

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

                                                                                                  Весеннего леса

4. Практическая работа

У.ИЗО — А теперь мы с вами посмотрим на мир глазами художников и нарисуем весенний пейзаж.

Мы не один раз любовались весенней природой в парке, на улицах поселка. Сегодня постараемся нарисовать весеннее настроение.

У.Муз. — Но прежде послушаем романс Сергея Рахманинова на стихотворение Тютчева «Весенние воды».

Жанр романса родился в Испании в средние века. Слово романс (исп. romance — по-романски, т.е. по-испански) — старинная форма испанского стиха. На основе этих стихов создавались светские песни (в отличие от церковных).

Романс похож на песню, но он не состоит из ярко выраженных куплетов, а музыкальное сопровождение играет более важную роль. Слушая романс «Весенние воды», определите, какая весна предстала нам в музыке Рахманинова.

 Звучит романс

Ответы: (Буйная природа, словно несется мощный поток, гимн радости, обновленной жизни. Этот мощный поток как будто сметает на своем пути все старое, отжившее, и рождается что-то светлое, прекрасное.)

4.1 Работа в группах.      

У.ИЗО — 1 группа  – радостный  и праздничный пейзаж

               2 группа  —  грустно-лирический пейзаж

               3 группа – нежный и певучий пейзаж                                                  

Давайте вспомним, какие краски нужны для изображения  радостного и праздничного пейзажа.

 (яркие, звонкие, интенсивные; много солнца)

Примеры такого пейзажа: картина Исаака  Левитана «Яблони цветут» ,Константина Юона «Мартовское  солнце»

(демонстрирую репродукции картин и картины)

-Какие краски нужны для грустно-лирического пейзажа?

(глухие, с добавлением фиолетового, серого, чёрного)

Изображается непогода, ветер, вечернее время

Пример грустно-лирического пейзажа:

Картины И.Левитана «Вечер на пашне», «Вечер на Волге».

Нежный и певучий пейзаж изображается мягкими, нежными, тёплыми цветами с добавлением белил. Можно нарисовать тонкие нежные деревца, облака, плывущие в небе и отражающиеся в глади воды.

На картине И.Левитана «Большая вода» изображен нежно-певучий пейзаж.(демонстрирую)

У.Муз. — а так же подумайте, какое музыкальное произведение, по вашему мнению, соответствует настроению пейзажа, заданного группе.

Самостоятельное выполнение работы   (звучит музыка А. Вивальди «Весна. Пение птиц»)

4.2 Подведение итогов. Выставка  и защита лучших работ.

Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства в создании образа весны. Весна никогда не повторяется — каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

5. Дом. задание: нарисовать иллюстрацию к  стихотворению А.Плещеева «Весна» или к романсу С. Рахманинова «Вешние воды»

6. Рефлексия.

 –Кто считает, что  узнал что-то новое на уроке, может поделиться чем-то  интересным дома с родителями, с сестрой или братом?

— Кто доволен своей работой на уроке?

— А кто считает, что может работать лучше?

— Я хочу поблагодарить вас за работу.

Выставление оценок по изобразительному искусству и музыке.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: