Интегрированный урок «Русский сарафан в живописи и музыке»

Авторы: Мизгирева Татьяна Александровна,  учитель изобразительного искусства;
Востриков Николай  Владимирович, учитель музыки
МБОУ Токарёвская СОШ №2

Урок предлагается провести в 5 классе в разделе «Народный костюм»

Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. Москва, «Просвещение», 2010

Материал сопровождается слайдовой презентацией со звуковыми файлами.

Тестовое задание выполнено по технологии записи триггеров и имеет игровой характер.

В презентации использованы следующие материалы:

Список картин к уроку «Сарафан»

01. А.Г.Венецианов «На пашне. Весна»

02. М.Шибанов «Празднество свадебного договора»

03. К.А.Коровин «Северная идиллия»

04. В.М.Васнецов «Три царевны подземного царства»

05. А.Г.Венецианов «Жнецы»

06. В.М.Васнецов «Аленушка»

07. А.П.Рябушкин «Затесался парень в хоровод»

08. Д.Г. Левицкий «Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой»

Славянские орнаменты

01. Женская рубашка. Вышитые детали праздничной женской одежды Тамбовской и Курской губерний начала XX в

02. Вышитые детали праздничной женской одежды Тамбовской и Курской губерний начала XX в. Шитье набором.

03 . Полотенце. Деталь вышивки. Начало XX в. Калужская губерния, Жиздринский уезд. Шитье цветной перевитью

04. Женская головная повязка. Вышивка швом «роспись» и тамбурным швом, косой стежкой шелком по хлопчатобумажной ткани, дополненная вставками из кружев. Начало XX в. Южно-Моравская область, г. Велька над Величкой

05. Женский передник. Вышивка гладью, тамбурным и стебельчатым швом шерстью, шелком по коленкору. Середина XIX в. Южно-Моравская область, г. Кыйов

06. Мужская рубашка. Вышивка рукава «гладью по счету», «пластическим» крестиком, строчкой и цепочкой шелком по холсту. XIX в. Южно-Моравская область

07. Женская рубашка Вышивка воротника гладью „кирпичиком», стебельчатым швом шелком по хлопчатобумажной ткани. XIX в. Южно-Моравская область, г. Бржецлав.

08. Конец полотенца 1907. Архангельская губерния. Шенкурский уезд. Двустороннее шитье.

09. Полотенце Деталь вышивки. Конец XIX — начало XX в. Вологодская губерния, Никольский уезд. Шитье тамбуром и верхошвом.

10. Женская головная повязка. Вышивка гладью, стебельчатым и петельчатым швом шелком по хлопчатобумажной ткани. XIX в. Западно-Словацкая область, г. Нитра.

11. Женская рубашка. Вышивка рукава гладью и стебельчатым швом с прорезными деталями шелком по хлопчатобумажной ткани, дополненная вставками из кружев Начало XX в. Западно-Словацкая область.

12. Женский головной платок. Вышивка гладью и стебельчатым швом с прорезными деталями, украшенными „паучками», шелком по хчопчатобумажной ткани. Конец XIX в. Южно-Моравская область.

13. Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX в. Новгородская губерния, Устюженский уезд. Двустороннее шитье.

14. Родильный полог. Вышивка „гладью по счету» и косой полугладью с обводкой по контуру. строчкой назад иглой по льняному полотну. Начало XIX в. Восточно-Словацкая область.

15. Женский головной платок. Вышивка бумажными нитями, бисером и блестками по хлопчатобумажной ткани, дополненная вставками из тюля и кружев. Конец XIX в. Южно-Чешская область, с. Блата.

16. Конец полотенца. Вторая половина XIX в. Олонецкая губерния Каргопольский уезд. Шитье двустороннее и набором.

17. Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX — начало XX в. Тверская губерния, Бежецкий уезд. Шитье строчкой по перевити и стланью.

 

Интегрированный урок музыки и ИЗО

«РУССКИЙ САРАФАН В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ»

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров. Закрепить полученные знания в про­цессе выполнения творческого задания.

Музыкальный материал: Варламов «Красный сара­фан»; р.н.п. «Во кузнице», «Ах, вы, сени», «Вдоль по улице ме­телица», «Барыня», «Во поле берёза стояла» (или любые на­родные песни на усмотрение преподавателя для фона во время выполнения учащимися рисунков).

Изобразительный ряд: (желательно использовать мультимедийное оборудование) видеофрагмент хоровода, вы­резанные силуэты сарафана (по количеству учеников в классе), девичий хоровод на листе ватмана — в конце урока каждую фи­гурку «одевают» в раскрашенный сарафан.

Дополнительный  материал:  костюмы  скоморохов, русский сарафан.

Ход урока

sarafan

Слайд 1-3(Фонограмма «Во поле берёза стояла».)

Учитель музыки: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок, и всё на этом уроке у нас будет необыкновенным: два учителя — му­зыкант и художник, большой экран вместо доски, много музы­ки. Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждём с минуты на минуту. Да вот и они!

Слайд 4(Выход скоморохов под фонограмму «Ах, вы, сени».)

1-й скоморох:

Представление начинается, Сюда, сюда все приглашаются. Билетик купите, к нам заходите.

2-й скоморох:

Кто к нам зайдёт, тот в рай попадёт. А кто не зайдёт, со скуки пропадёт.

1-й скоморох:

Давай, давай, налетай. Места занимай!

2-й скоморох:

Такое узрите, что в Америку не захотите.

1-й скоморох: У нас гуляний немало, а такого шуму и гаму ещё не бывало. А посему пора урок начинать… 2-й скоморох: А кто ж будет начинать? 1-й скоморох: Надо выбрать хозяйку, самую краси­вую!

2-й скоморох: Да вот же она.

(Выводит девочку в костюме Царевны-лягушки. Голова накрыта шубой наизнанку.)

1-й скоморох: Ой, что за страсти?! Это ты у нас хо­зяйкой будешь?

Царевна-лягушка: Я! (Сбрасывает шубу.)

Нам не время скучать, пора урок начинать.

2-й скоморох: Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется?(Показывает на сарафан.)

Ответы детей: Сарафан

1-й скоморох: Верно. А что представляет собой сарафан?

Ответы детей: Длинное, прямое платье без рукавов.

Царевна-лягушка: Правильно. Испокон веков об раз русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина. Слайд 5

Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут величают красавиц? (Василиса Прекрасная, Марья Моревна.)

Царевна-лягушка:  А ещё лебёдушка,  утушка-голубушка — так ласково называют в народе русских женщин.

Учитель музыки: Давайте посмотрим фрагмент хоровода,  где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как плавно и неторопливо движутся они в танце.

(Видеофрагмент хоровода.)

Учитель музыки: Не зря А. С. Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки:

А сама-то величава, Выступает, словно пава.

Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная.  Попробуйте описать эти особенности.

Ответы детей: Плавность, непрерывность мелодической линии, чёткие гра­ницы фраз, многократные повторы.

Правильно.

Учитель ИЗО: Мелодия напоминает орнамент, который вьётся по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте по­смотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды. Слайд 6-12 (Под  любые   народные  мелодии   демонстрируются  картины с объяснениями.)

Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству? (На праздничные и повседнев­ные.)

Найдите общие черты для обеих групп. (Одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов.)

Теперь отличия. (Цвет, материал, количество и бо­гатство украшений.)

Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет?

(Одеждой для крестьян?)

Сначала сарафан был одеждой женщин из цар­ской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей — шёлка, бархата, пар­чи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использова­лись элементы растений, стилизованные изображения солнцаи так называемые орнаменты — обереги.

В конце XVII века сарафан всё ещё не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижёт боярам бороды, вво­дит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» — они предпочитают выпи­сывать материю из-за границы. Выходит, что российские шел­коткацкие фабрики будут работать зря?

«Нет» — решает вступившая к тому императрица Екатерина и разрешает всему населению России — кроме дворян! — носить «старо-боярскую» одежду, в том числе  и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

Как вы узнали на прошлом уроке, элементы вышивки имели определенное символическое  значение.  Посмотрите орнаменты и вспомните, что символизировал тот или иной элемент. Слайд 13-30(Демонстрация орнаментов)

Слайд 31 Интерактивный тест:

  1. Какой символ на Руси соответствовал

a)      земле

b)     воде

c)     солнцу(огню)

Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого? (Красный.)

Действительно, «красна девица», «красно солнышко» —  так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов — это своеобразный язык, который был понятен всем.

Учитель музыки:  Во многих песнях можно было по цвету одежды дога­даться о сюжете песни. Например, назовите цвет, который ис­пользовался для свадебной одежды невесты? (Красный.)

Верно. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так:

— Не шей ты мне, матушка, Красный сарафан.

Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем дальше и убедимся в этом.

 Слайд 32

(Звучит фрагмент песни «Красный сарафан».)

Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важ­ную роль.

Учитель ИЗО: А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых вы выполнили на предыдущем уроке. Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.

Сейчас каждый будет выполнять свой макет сарафана

(Под музыку дети выполняют задание.)

Учитель музыки.: О сарафане говорили не только в серьез, но и в шутку. Давайте разучим шуточную песенку «Во кузнице»

Во ку, во кузнице

Во ку, во кузнице

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы,

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют — приговаривают,

Они куют – приговаривают

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвём, сорвём, Дуня,

Сорвём, сорвём, Дуня,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

Учитель музыки.:  Как вы думаете, почему я назвал эту песню шуточ­ной? (У неё задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова.)

Вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сара­фан?

(Из лопуха.)

Молодцы, вы очень внимательны. Давайте ваши  раскрашенные сарафаны прикрепим на лист с нарисованными девушками в хороводе.

Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вас вдох­новляло на работу? (Картины, музык, народное творчество)

А что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы? (Сарафан.)

Учитель ИЗО.: Тогда можно смело сказать, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, я предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.

Д/з: Исследуйте декоративное оформление мужского костюма. Выполните эскиз русской мужской рубахи.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: