Народная кукла своими руками

Урок по технологии.
Модуль «История народного костюма». 6 класс

Разработан учителем технологии
МБОУ «ООШ» г. Котовска Тамбовской области
Ермоловой Татьяной Валерьевной

 

 

Цель: знакомство с традиционной народной куклой (вепсская кукла), с историей появления народной куклы, с разновидностью кукол, обрядами и традициями, связанными с куклами.

Задачи: познакомить с одним из способов изготовления народной куклы; воспитывать уважение к народным традициям.

Оборудование обучающихся:1 квадрат отбеленной ткани 15Х15 см, 3-4 квадрата цветного ситца 10Х10 см, прочная нитка в тон материала, разноцветные нитки для пояса, ножницы.

Оборудование учителя: готовая вепсская кукла, разновидности кукол (скрутка, пеленашка и т.д.), презентация к уроку.

Литература:

1.Котова И. Н. , Котова А. С. – Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005.

2.http://worldreferat.ru/view/kukla-narodnaya-igrushka

3.http://kukla-dusha.net/Trjapichnaja-tradicionnaja-narodnaja-kukla.htm

4.http://www.park-pobedy.ru/old/bereginyat.html

5.http://festival.1september.ru/articles/525499/

Посмотреть презентацию

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение нового материала.

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы продолжим знакомство с таинственным и загадочным миром народной куклы. Ее история известна с глубокой древности. Изначально она служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью до сих пор пользуются куклы ручной работы. Прародительницей современной куклы является тряпичная кукла.

Кукла, с незапамятных времен, была самой известной и любимой игрушкой русского народа. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их насчитывалось несколько десятков. Она с самого рождения сопровождает человека по жизни. В кукол играли много и охотно. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» кусочек цветной ткани, обтягивали «лицо» белой тряпицей, затем скатывали остатки ткани – получались «руки». Вот и готова кукла.

Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды.

Во все века к ним относились как к оберегам и хранителям родовых и семейных традиций. Особенно любили играть с куклами  девочки, это и понятно, так как она считалась символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Поэтому у многих народов девочки играли  в куклы до самого замужества и после свадьбы брали их с собой в дом мужа вместе с приданным.

В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя, являясь частью культуры народа, сохраняя его самобытность и характерные черты.

В этом главная ценность традиционной народной куклы.

А что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Как вы думаете, какие? (ответы учащихся).

Делали кукол из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, корней травы, сучьев и веток деревьев.

По своему назначению куклы делились на три большие группы:
обрядовые, игровые и обереги.

1). Обрядовыми называются куклы, которые  использовали при совершении какого-либо обряда. К таким относятся, например: Неразлучники и Мировое дерево. Это свадебные куклы, состоящие из двух: Жениха и Невесты. Они должны были отводить недобрые взгляды на себя и символизировали рождение новой дружной семьи.

Назовите сохранившиеся до наших дней обрядовые куклы. (Масленица, Коляда, Кострома и др.).

2). Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые делались без иголки и нитки. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «полено» (демонстрация куклы). Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки (демонстрация куклы), которые изготавливались из куска ткани, закрученного вокруг своей оси и скреплённого ниткой. Таким же способом изготавливали руки. С помощью нитки прикрепляли к туловищу небольшой шарик – голову.

Игровой сшивной была кукла “на выхвалку”. Она шилась
девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию (демонстрация куклы). Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для  своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки, где можно было познакомиться с будущим женихом. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского  и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – «простоволосая». Вторая – «кукла с косой». Третья – «молодуха». Четвертая – «кукла нарядная». Она и была тем самым экзаменом, что отделял детство от юности.

Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от
старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за
утешением и советом.

3). Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем сматывались, связывались между собой. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Куклу наряжали, но лицо не рисовали, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза. Поэтому «безликая кукла» была и игрушкой и оберегом.

Куклы-обереги или Берегини передавались по наследству от матери к дочери, они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали от нечистой силы.

Раньше считалось, что если над колыбелью ребёнка висят  «Куватки», то они отгоняет эту злую силу. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие фигурки и спокойно играл. Такой же магической силой обладали куклы-пеленашки.

В Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье бытовали куклы-обереги жилища – День и Ночь. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Фигурки связывались одной ниточкой и представляли собой единую цельную композицию. С этой куклой мы знакомились в 5 классе.

В старину от хвори и зимней лихорадки помогали куклы Лихоманки. В процессе изготовления куклы читался заговор. Заговоренную куклу ставили рядом с печью и хранили до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля). Накануне этого праздника куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями.

Одной из самых древних считается вид кукол, объединенный одним общим названием «Вепсская кукла» по названию небольшой народности, проживающей на территории Карелии. Однако, такие куклы были распространены во многих регионах нашей страны. Они имели  ярко выраженную социальную и половую принадлежность. Большая грудь куклы – символ добра, благополучия, плодородия, достатка.

Вепсскую куклу делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки (моток из обрывков нитей, можно клок пеньковой или льняной кудели) и связывания деталей куклы.

Для взрослых куклы имели еще и особый смысл. Вплоть до XX века кукла сохраняла не только архаичный вид, но и свое магическое значение: должна была способствовать получению богатого урожая, приплода, удачному замужеству, рождению детей.

А что же сейчас? Полки современных магазинов радуют глаз огромным количеством кукольной продукции. Такими куклами любуются, коллекционируют, украшают интерьер, ими играют современные дети.

Наверняка у вас тоже есть любимая кукла? А это моя любимая кукла, которая со мной с детства. На столе расположились куклы, изготовлением которых я занимаюсь сейчас. (демонстрация кукол).

Самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце. Как вы думаете, отличается ли современная кукла от рукотворной? Если “да”, то чем? (ответы учащихся).

Каждая кукла,  сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее  своя история и свой неповторимый образ.

 

3.Самостоятельная работа.

Сегодня мы изготовим рукотворную куклу – Вепсскую. Работать мы будем по технологическим картам, которые лежат на ваших столах.

Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что все необходимое для работы у вас есть и находиться под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все ли необходимое лежит на столе?

Как вы уже слышали, в старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами (Пеленашка). Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.

Повторение правил безопасной работы.

Самостоятельная работа учащихся:

(Учащиеся работают по технологическим картам. Учитель контролирует ход работы).

 

 

4. Закрепление нового материала:

А теперь, когда вы выполнили свои куклы, подумайте, как вы их назовете, и продемонстрируйте их присутствующим.

И в конце нашего урока ответьте на следующие вопросы:

  • Что нового вы узнали?
  • Почему народная кукла была безликой?
  • Какие народные куклы и обряды, связанные с ними перешли в наше время?
  • Хотели бы еще что-то узнать о народных традициях и обрядах, научиться изготавливать другие народные куклы?
  • Отличается ли современная кукла от традиционной народной куклы? В чем, по-вашему, “плюсы” и “минусы” этих кукол?
  • Пригодятся ли вам полученные сегодня знания и умения в дальнейшей жизни?
  • Что это такое? “Знак-символ, волшебный предмет, который должен был охранять, защищать человека и его хозяйство от злых духов, дурного глаза, болезней, ударов молнии и других несчастий. Он должен приносить счастье. Эти знаки наносили на более видимые и открытые места одежды, предметов быта и построек”. (Оберег)

5. Уборка рабочих мест и кабинета. Домашнее задание.

Мы продолжаем работу с лоскутком. На следующий урок принести: тетрадь, различные лоскутки, линейку, карандаш, ножницы, булавки.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: