Уроки вариативного курса базисного плана «Мичуринсковедение»

«Мичуринсковедение» представляет собой историко-краеведческий курс, реализующий региональный компонент базисного учебного плана «Историческое краеведение»

Автор: Филатова Марина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 1 г. Мичуринска

«Мичуринсковедение» представляет собой историко-краеведческий курс, реализующий региональный компонент базисного учебного плана «Историческое краеведение». Он является реализацией особой содержательной линии, которая предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме стандарта отмечена курсивом, т. е. ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к  уровню подготовки выпускников основной общей школы. Курс рассчитан всего на 0,5 часа в неделю, то есть 17 часов в год. Через знакомство с городской историей у учащихся формируются яркие, эмоциональные образы, позволяющие не только узнать историю малой родины, но и лучше понять и усвоить исторический материал в целом. Краеведческий материал – благодатное поле для роста и развития любознательных, пытливых, непоседливых  наших подростков. Важно, чтобы уроки по изучению родного края нашли  место в  их сердцах  и душах.  Есть ребята, которые с большим интересом готовятся к этим урокам, действительно по-настоящему увлечены  историей края. И при изучении тем, связанных со знакомством с природными условиями, культурными традициями родного края, я  использую межпредметные связи с биологическим, экологическим и литературным краеведением.

Анализ мнений учащихся об уроках мичуринсковедения, да и вообще занятиях краеведением,  убедил меня в том, что особенно привлекательно для них то, что из круга предписанных действий ведет в область самостоятельных поисков и открытий. Да, наверное, и главная ценность уроков мичуринсковедения в том, что они рассчитаны на поисковую и исследовательскую деятельность.

В самостоятельные поиски и открытия входят не только подготовленные сообщения, доклады, которые они готовят к каждому уроку, но и все преподавание предмета: лекция учителя, беседа по вопросам, коллективное размышление над гипотезой, экскурсионный материал и многое другое.

Может быть, в ученических  исследовательских работах мало новизны, так как учащиеся в большей степени знакомятся с уже существующими материалами, трактовками  по определенной теме. Но они делают и свои, пусть и неординарные, наблюдения и обобщения, пусть пока маленькие, но открытия, позволяющие по-новому взглянуть на окружающую их действительность, исторические события, имевшие место в родном крае.

Любые действия в ходе исследования: подбор литературы, цитат, изобразительного, фотографического материала, взятие интервью, встречи с интересными людьми, обобщение изученного, делаются не со скукой, не с внутренним сопротивлением, а увлеченно и легко, если  ученик осознает, что это этапы ответственной, желанной работы, позволяющей утвердить свою личность каким-то добрым и полезным делом. Ведь какие интересные гипотезы ребята выдвигают уже сейчас. Например,

● Смысл жизни в самой ли жизни? (по жизненному и творческому пути поэта В.М.Кубанева);

● Почему береза — символ России?

«Почему не дуб?», — размышляет девочка, — « ведь у него прочная древесина. Из дуба строили стены нашего  города в далеком 1635 году. Годом позже стали возводить из дуба стены Кремля города на Цне».

● Собирался ли  И.В.Мичурин уехать  за границу? Почему не уехал? (по теме « Интересные встречи И.В.Мичурина»)

Успех исследования во многом определяется и темой. Найти удачную тему  не так-то просто. Интересные темы может подсказать учитель, но и учащиеся  из основной темы формулируют свои.

Вот так звучат некоторые темы исследовательских работ:

по блоку «Мичуринск в годы Великой Отечественной войны

● Герои Великой Отечественной;

● Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

По блоку «Организация сторожевой службы в Козлове»

● История Козловского вала.

По блоку «История городских храмов»

● Дорога к храму

по блоку «Современные микрорайоны города»

● Дом, в котором я живу

● Улица, улица, улица родная.

● Люди моего дома

● Я горжусь своим земляком.

по блоку «Парки и скверы»

● Цветы на клумбах города

● Дерево под моим окном

● География регионов – участников Всероссийской выставки «День садовода»

по блоку «Заселение района»

● История населенных пунктов

●Лесой Воронеж – река моего детства

по блоку «Традиции города»

● Родословная А.С.Пушкина (от великого гения литературы до нашей землячки, прапраправнучки поэта, Усовой Г.С.)

●Поэты, художники, музыканты родного города

В программе  по «Мичуринсковедению» прописано: в  ходе изучения курса  «Мичуринсковедение»  учащиеся должны знать:

  • Основные этапы развития города и выдающихся людей различных исторических эпох;
  • Соотносить события городской истории с историей страны;
  • Подтверждать фактами из истории города исторические процессы и закономерности;
  • Объяснять свое отношение к событиям и личностям в  истории города;
  • Использовать свои знания об истории города в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Итоговый контроль и помогает увидеть качество работы. Главная задача здесь – представить результат работы через работы ученика. А это опять  подготовка творческих проектов, написание исследовательских работ, оформление альбомов, газет, публикации статей на основе собранного краеведческого материала.

Тематическое планирование уроков
по курсу «Мичуринсковедение» в  5 классе

Мой город – 34 часа

Столица научного садоводства -8 часов

1 История названия города
2 История мичуринского герба
3 Почему Мичуринск назвали наукоградом
4 И.В.Мичурин – основатель научного садоводства
5 Соратники и продолжатели дела И.В.Мичурина
6 Экскурсия во ВНИИС имени Мичурина
7 История городского самоуправления
8 Современное управление городом

Облик города – 10 часов

9 Место расположения города
10 Город начинается с вокзала
11 Экскурсия на железнодорожный вокзал
12 Главная улица города
13 Экскурсия по улице Советской
14 Архитектура и история центральных улиц
15 История городских храмов
16 Современные микрорайоны города
17 Парки и скверы
18 Экскурсия в Парк славы

Где сберегается история – 11 часов

19 Городской краеведческий музей
20 Экскурсия в краеведческий музей
21 Дом – музей И.В.Мичурина
22 Экскурсия в дом – музей И.В. Мичурина
23 Дом-музей  А. М.Герасимова.
24 Экскурсия в дом –музей  А. М. Герасимова
25 Литературно – музыкальный музей Голицыных
26 Экскурсия в музей Голицыных
27 Памятники и обелиски
28 Экскурсия по городу
29 Другие хранилища памяти. Экскурсии в музей  (школы  № 6,18) 

Культурные традиции города Мичуринска – 5 часов

30 Художественные традиции города. Экскурсия в художественную школу
31 Мичуринский драматический театр. Экскурсия в театр драмы
32 Мичуринск музыкальный
33 Городское образование
34 Здравохранение
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: