Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной сферы, одним из пластов которой является народная культура, заключённая в понятии фольклора, просто невозможно

Автор: Попова Т.В.,
воспитатель МДОУ «Солнышко» г. Котовска

Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной сферы, одним из пластов которой является народная культура, заключённая в понятии фольклора, просто невозможно. Фольклор – это кладезь здоровья, естественная система арттерапии, ведь он включает в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом. Он несёт в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

Вместе с детьми мы проживаем определённый период времени, привнося в эту жизнь частичку культуры из жизни русского народа. А это значит: началась осень – и на прогулке мы играем с детьми в народные игры, например, с прибаутками и приговорками: «Гусь – водомусь» или «Репка – крепка»; с закличками: «Звонари», «Осень просим». Наступил октябрь, а вместе с ним и фольклорный праздник «Октябрь пахнет капустой», где дети вместе с мамами в очередной раз будут квасить капусту так, как это делали исстари на Руси, умываться капустным соком, чтобы быть красивыми и здоровыми, а в минуты отдыха петь народные песни. А потом с нетерпением ждать, когда капуста будет готова, и с удовольствием есть её в разнообразных блюдах. Месяц ноябрь начинается с Осенин. Помимо дегустации блюд русской национальной кухни, обмена рецептами, и дети, и взрослые, одетые в русские народные костюмы, показывают новые народные игры, поют народные песни, частушки, устраивают весёлые соревнования.

Особое внимание уделяем православным праздникам Рождества Христова, Масленицы, Пасхи, Троицы. Разучивание колядок, подготовка подарков близким к Рождеству, катание на деревянных донцах с ледяной горки и на лошадях с бубенцами. «Масленые» блины с чаем, которыми угощаются прямо на улице, разучивание пасхальных игр с яйцами, подготовка настоящих «писанок», настоящий кулич, приготовленный для всей группы вместе с мамой – всё это преображает детей, корректирует отдельные черты личности ребёнка. Замкнутость, стеснительность и даже агрессивность нивелируются и  переходят в свою противоположность.

Праздник «Троицы» наряду с пластическим и литературным наследием богат песенным фольклором и таит в себе бездну богатейшего психотерапевтического материала. Красочные действа плетения венков, заплетения берёзы, величавые песни и плавные хороводы в естественных природных условиях обеспечивают детям сердечное приятие, радостное вхождение в истоки народной культуры, её сокрытые от сознания глубины, прикосновение к которым может дать ответы на многие вопросы нашего существования.

И зачастую подготовка к этим праздникам, фольклорным обрядам заключает в себе массу информации, учит видеть суть и не отворачиваться от очевидного, таит в себе такое глубокое, хотя и не сразу уловимое значение, что сам праздник только закрепляет понимание народной культуры и тягу к истинному, неподдельному, светлому, которое она хранит.

В реальных народных праздниках, обрядах, играх, инсценировках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом. У каждого есть возможность творческого самовыражения, осознания себя как личности, приобретения уверенности в себе, самораскрытия и адекватной самооценки.

Традиции, обычаи и обряды в воспитательно-образовательной работе с детьми старшего возраста.

На Руси год календарный был тесно связан с годом церковным. Русский человек не представлял жизни изолированной, искусственно разорванной.

Считаем целесообразным, познакомить детей и родителей с тем стилем жизни, который на протяжении столетий был в нашем Отечестве нормой жизни.

7 января – Рождество Христово. Под этот день (6 января) – Рождественский сочельник. Не едят до первой звезды, варят кутью из пшеницы с медом, пьют взвар из чернослива. Кутью ставят под образа (иконы) на сено в знак того, что родившийся Младенец был тоже положен в ясли на сено. Обычай славить Младенца-Христа на протяжении Святок (7-17 января), поздравлять хозяев дома с Рождеством и Новым Годом колядками. Одаривание христославов  сладостями, обрядовыми печеньями «козулями». Обязательный атрибут христославов – Вифлеемская звезда.

18 января – Крещенский сочельник. Не едят до освящения воды, вкушая затем растительную пищу. Освящение воды в церкви, в реках. Крестный ход на «ердань» (вырубленная в виде креста прорубь на реке), купание в «ердани», окропление крещенской водой людей, животных, жилых помещений. Заготовка крещенской воды для использования в течении года.

На февраль приходиться празднование Масленицы. Масленичное пиршество можно разделить на три части.

  1. Встреча Масленицы (понедельник)
  2. Разгул или широкая Масленица (четверг)
  3. Прощеное воскресенье

Главную роль в русской Масленице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю. На блины зовут гостей, ходят в гости сами, едят много, жирно. По улицам возят в санях шуточное изображение Масленицы, катаются на лошадях, на санках с ледяных гор, устраивают взятие снежной крепости, всевозможные игрища и потехи. В прощеное воскресенье прощаются с Масленицей, просят друг у друга прощение, если обидели или оскорбили друг друга в продолжении года, приветствуют друг друга взаимными поцелуями со словами «Прости меня, Христа ради». «Бог тебя простит» — слышат они в ответ. На следующий день наступает великий пост, а значит конец всем увеселениям.

22 марта – Сороки. В этот день хозяйки пекли из ржаной муки птичек жаворонков или куликов. Это лепешки с загнутыми краями, изображающими крылья и шарообразной головой. Дети бегают с ними оп улице, закликают птиц, весну. Накричавшись вволю, разламывают птичек и завтракают. Тесто готовят постное, т.к. идет пост.

7 апреля – Благовещенье. Обычай выпускать птиц на волю.

Вербная неделя. В этот день освящают вербы. Такая верба у нас в России тоже, что пальмовая ветвь Палестины, с которой народ встречал Иисуса Христа перед распятьем. Благочестивый народ хранит её за иконами в течение всего года. Вербами выгоняют скот на первый выпас. Бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине, чтобы она не болела (почки считались целебными, полными сил). Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая «Как верба растет, так и ты расти». А тех кто постарше постегивали посильнее, но не больно, говоря «Верба хлёст, бей до слез» или «Бьем,  чтобы быть здоровыми». Устаивались вербные базары.

Конец апреля – начало мая – Пасха Светлое Христово воскресенье. «Праздников праздник и торжество из торжеств» — так именуют христианскую пасху и тщательно готовятся к ней. К празднику делают «пасху» из творога с маслом, сахаром, яйцами и изюмом. Пекут куличи. Считали, что если кулич удался, то все в семье будут здоровы. В четверг перед Пасхой красят яйца («писанки», «крашенки»). Яйца дарят друг другу, носят на могилу умерших родственников. Вся эта пища освящается в церкви в суббота перед Пасхой.  На Пасху устраивается пасхальный крестный ход по улицам  города или села от храма к храму. Народ приветствует друг друга словами «Христос воскресе – воистину воскресе». Устраиваются народные гулянья, игры с яйцами, катание яиц с «лубков».

Через 50 дней после Пасхи празднуется Троица. К этому времени расцветает вся природа. Символом такого расцвета в России была березка. Особые ритуальные действия с березкой начинались с седьмого четверга после Пасхи – Семика. В день Семика девушки идут в лес и тайно завивают венки, сплетают между собой вершины молодых березок,  либо лентами обвивают ветви берез, пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. Одну березу срубали, приносили в деревню, наряжали в лучшую девичью одежду, украшали лентами, бусами, платками. Березку ласково называли «гостейкой», «кумушкой», «венком», «цветком». Около неё водили хороводы, пели ей песни. В день Троицы рано утром убирали дома березкою и цветами, на пол стелют траву вместе с полевыми цветами. Пекли «троицкие караваи» (открытый пирог с лепной пекарской скульптурой в виде цветов), созывали гостей. Хороводница с караваем в руках выходила на улицу и запевала зазывную песню. Со всех сторон к ней собирался народ и она во главе него шла в рощу. С венками на голове молодежь разыгрывала хороводы, играла в горелки, пели троицкие песни.  Вечером возвращались, шли к реке, бросали венки в воду, гадали по ним.

2 августа — Илья Пророк. Ильин день. С него начинается жатва, самое ответственное время в году, от которого зависит, будут ли сыты люди в году. Начало жатвы, зажинки обставляли особыми обрядами. Жницы брали с собой в поле хлеб и соль. Нажавши первый сноп, садились на него и угощались, пели обрядовые песни. Первый сноп украшали  лентами, проносили торжественно по деревне и ставили в избе в почетный «красный» угол (под иконы) со словами «Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеба города». Было принято выпекать хлеб из нового урожая и угощаться им. Выпечка и угощенье происходили очень торжественно. Празднично накрывали стол чистой скатертью с вышитыми узорами. В середину клали новый каравай. Его не спеша разрезали и одаривали душистым ломтем каждого. Первый подавали старшему по возрасту мужчине – «батюшке-пахарю». Тот благословлял новый хлеб – «новину». И в молчании, бережно, не роняя ни крошки ели каждый свой хлеб. А впереди была ещё большая работа.

14 августа – Медовый Спас.  Освящение меда нового урожая в церкви и вкушение его с блинами, пирогами.

19 августа. Преображение. Яблочный Спас. В этот день в храмах освящались яблоки и другие плоды. В день Яблочного Спаса пекли яблоки, пироги с яблоками, грибами, ягодами, со всем, чем одаривал огород, сад, лес, приглашали к столу, хлебосольно привечали, вели неторопливую беседу под тихий напев самовара.

28 августа – день Успенья Богородицы. В этот день начинают праздновать окончание жатвы. Потому и Спожники. Пекут пироги из нового хлеба, сзывают родных и соседей на пир пировать. Жницы выходят на поле обвязывают последней соломой все серпы, потом катаются на жнитве, приговаривая: «Жнивка, жнивка отдай мою силку». После этого последней сноп, именинный, наряжают в сарафан и кокошник и несут в село. Мужчины несут каравай из нового хлеба. Дожинки! Убрали хлеб! С этого времени начинаются осенние хороводы, посиделки.

27 сентября – воздвиженье Христа Господня.  Этот праздник связан с хозяйственными заботами – рубили капусту. Рубили её в деревянных колодах сечками. Солили в деревянных кадках. Дети и взрослые лакомились кочанами.

14 октября – Покров пресвятой Богородицы. В канун Покрова на Руси издавна мочили антоновские яблоки.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: