Музей боевой славы «Наши земляки — защитники Ленинграда»

Говердовская Ритта Михайловна,
учитель истории средней школы № 9 г. Тамбова

Говердовская Ритта Михайловна,
учитель истории средней школы № 9 г. Тамбова

 

Открытие музея состоялось 5 мая 1985 года – к 40-летию Победы. 15 мая 1987 года Министерство образования выдало свидетельство о присвоении статуса «Школьный музей» за № 5881. Сбор материалов начался в 1982-1983 учебном году. Первые экспонаты были переданы ветеранами Великой Отечественной войны, блокадниками, проживающими в Тамбове.

Инициаторами создания музея были ветераны войны – защитники Ленинграда: Е.А. Николаев, Н.Н. Орлов, А.Н. Боднар, преподаватели и учащиеся школы. Более двадцати лет музеем руководила Р.М. Говердовская.

Создавая музей, педагогический коллектив ставил цель формирования у учащихся ценного отношения к истории родного края, особенно к его людям, военной истории. На основе документов и экспозиций музея, встреч с нашими выдающимися земляками воспитывают у учащихся чувства патриотизма, верности к своей малой и большой Родине, готовность к защите Отечества, уважения к старшему поколению, вынесшему на своих плечах все тяготы неоднократных страшных схваток с врагом.

С целью как можно больше узнать о героической борьбе ленинградцев в те страшные 900 блокадных дней, актив музея несколько раз выезжал в город-герой. Посещали мемориал на Пискаревском кладбище, встречались с участниками обороны Ленинграда, привозили новые экспонаты, совершали походы по родному краю. Поисковая работа не прекращается. Поэтому сейчас в музее хранится 1070 экспонатов, 605 из которых подлинные, 60 взяты на государственный учет.

Наиболее ценными материалами являются: фронтовые письма, фотографии, ордена и медали, документы, наградные листы, газетные вырезки военного времени, медальоны, личные вещи – военная форма, котелки, кружки, ложки и т.д.

Собранный материал представлен в 9 разделах экспозиции:

  1. Героическая оборона Ленинграда
  2. Защитники Ленинграда
  3. Блокадный Ленинград
  4. Дорога жизни
  5. Солдаты 109-й
  6. Герои Ленинграда
  7. Волховский фронт
  8. Женщины Ленинграда
  9. На крыльях Родины

Кроме того, в 6-ти витринах музея представлены материалы, которые постоянно меняются.

С первых дней основания музея был создан Совет музея, который руководит всей работой. Состав Совета музея ежегодно обновляется. В состав музея входят учителя литературы, географии, физической культуры, ОБЖ, родители, ветераны войны, активные старшеклассники ответственные за поисковую, фондовую, экскурсионную работу. Совет музея разрабатывает план работы, осуществляет подготовку и проведение всех мероприятий.

Вся работа строится на основе плана, который является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. Сейчас мы живем в непростое время, время перемен, и для того, чтобы воспитать достойного гражданина новой России необходимо ориентировать молодое поколение на получение ценностей нестареющих, неувядающих. Это — образование. Это – любовь к Отечеству, родному краю, отчему дому.

Поэтому вся работа музея осуществляется на основе Государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» и областной целевой Программы – «Патриотическое воспитание граждан Тамбовской области на 2006-2010 гг.», а также программы по патриотическому воспитанию, принятой городским комитетом образования, и осуществлялась на основе плана работы, который является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы, и была направлена на достойную встречу 62-й годовщины Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и 70-я образования Тамбовской области.

Главная задача работы музея состояла в формировании у учащихся ценностного отношения к истории родного края, особенно ее людям, военной истории, и на основе более глубокого изучения истоков своей малой Родины, на основе документов и экспозиций музея, встреч с нашими выдающимися земляками, воспитывать у учащихся чувства патриотизма, верности своей малой и большой Родине, уважения к старшим поколениям, вынесшим на своих плечах все тяжести борьбы против крепостничества, а также в лихие годины неоднократной страшной схватки с врагами.

Реализуя Закон РФ «Об образовании», мы стремились включить деятельность нашего музея в систему образовательного процесса школы. Современные требования к образованию предусматривают введение регионального компонента в  преподавании каждого предмета, который эффективнее всего может быть донесен до обучающихся средствами музейной экспозиции.          Поэтому музей – это кабинет, где педагоги проводят занятия по своему курсу. Так, в музее проводили уроки: преподаватель истории Выжимов Е.Д., Говердовская Р.М. для учащихся 9-11кл. при изучении тем «Непокоренный Ленинград», «Поклонимся великим тем годам», «И помнит мир спасенный». Преподаватель музыки – Строкова О.В. – «Стихи и песни, которые вели в бой».

Музей – это форма внеклассного дополнительного образования: музейные уроки, работа объединений, творческий лабораторий, клубов.

Уже третий год в музее действует клуб интересных встреч. На заседаниях клуба перед учащимися 9-10, 11-х классов выступил герой РФ, участник ликвидации конфликта в Чечне – Бучнев Ю.Ф., кавалеры орденов Ленина Боднар А.Н. и Панов К.А., участник Парада Победы Орлов Н.Н. Незабываемой оказалась для учащихся 10 А класса и актива музея встреча с ветераном войны, разведчицей 5 гвардейской армии Ефремовой Антониной Владимировной, которую спасти после очень тяжелого ранения наши тамбовские врачи и сестры. Очень тепло учащиеся школы встречают тамбовских поэтов, особенно В. Дорожкину и С. Начаса.

В течение последних трех лет в музее проведено силами учащихся и педколлектива свыше 200 мероприятий, в том числе и общегородские: традиционный костер ленинградцев, встреча защитников Ленинграда в стенах школы, встреча учащихся 10 А, 11 А, 11 Б классов с защитником Сталинграда Корнейкиным и др.

В музее состоялось более 60-ти уроков мужества, более 70 экскурсий и  еще больше встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Самыми частыми нашими гостями являются: Шебунова Ю.А., Васильева К.Д., Орлов Н.Н., Боднар А.Н., Щербаков А.М., Ярцев П.М., Скуратов М.В., Артамонов В.И. и др.

Уже традицией стало организация и поздравление наших  ветеранов-юбиляров с Днем рождения. В школе в торжественной обстановке, с приглашением представителей областного городского Советов ветеранов войны, с завода и НИИ «Эфир», где работал Скуратов М.В. ему был организован праздник-юбилей, в связи с 85-ем. С 85-ем актив музея в ДК «Знамя труда» поздравили Васильеву К.Д. и на дому – Васильеву А. М.

Актив музея собрал материал о ГСС Касатонове И.М., о Пчелинцеве В.М. – защитнике Ленинграда, о народном художнике Рябинском Е.В., об участниках Парада Победы – Орлове Н.Н. и Боднаре А.Н. На основе собранного материала о Рябинском Е.В. в школе было проведено городское открытое мероприятие, на котором присутствовало около 400 учащихся 11-х классов школ города. Наши ребята очень ярко рассказали о самом Евгении Вячеславовиче, его творчестве (сопровождая цветными иллюстрациями на экране), исполнили песни, прочитали стихи, посвященные ему и его творчеству, а его товарищи, участники войны, поделились своими воспоминаниями о нем. Это мероприятие произвело неизгладимое впечатление на присутствующих. На основе этого материала учащаяся 10 А Лобанова Алина написала реферат на Всероссийский конкурс, посвященный 60-летию Победы в Вов. А затем вдова художника Рябинская Г.В. привезла 20 картин в наш музей, где она вместе с членами Совета музея организовала выставку творчества народного художника Рябинского Е.В., которую посетили не только наши учащиеся, но и ребята 8, 32 и 11 школ.

Члены Совета, актив музея, учащиеся школы очень серьезно готовятся ко всем мероприятиям, связанными с ВОв,  с ветеранами войны. Тщательно к ним готовятся, в стихи, которые они читают о них, вкладывают свою душу, всегда готовы помочь им. С удовольствием принимают участие в городских мероприятиях.

В течение последних лет учащиеся школы принимают участие в городских, областных конкурсах сочинений, рефератов, исследовательских работ, посвященных родному краю. Наши ученики пишут их на основе материалов школьного музея. Исследовательская работа учащейся 10А класса Кречетовой Екатерины «Вечный танкист и вечный механик – Орлов Н.Н.» заняла первое место в городе, области и в ноябре 2007г. будет представлена на Всероссийской конференции.

Победителями Всероссийского конкурса исследовательских работ в 2005-2006 гг. стали Лобанова Алина, Трусова Дарья. Трусова Д., представив свою работу на Всероссийской открытой конференции обучающихся «Юность, Наука, Культура», получила Президентский гранд.

Учащиеся, актив Совета музея школы поддерживают постоянную связь с защитниками Ленинграда, проводят сверку списков ветеранов войны, поздравляют их с праздником и если надо оказывают им необходимую помощь. Одновременно продолжается сбор материалов о ветеранах войны – защитниках Ленинграда. Продолжаем оформлять папки на каждого из них.

Работая в школьном музее, учащиеся получают дополнительные знания к школьным дисциплинам, знакомятся с новыми предметами, такими как источниковедение, археология, этнография, музееведение. Школьники учатся готовить лекции и выступать перед аудиторией, проводить беседы, участвовать в диспутах, отстаивать свою точку зрения. Обучающиеся получают профессиональные навыки экскурсовода, лектора, оформителя, основы музейного дела.

Встречи с интересными людьми раскрывают многогранный мир профессий и увлечений. Ежегодно учащиеся нашей школы поступают на исторический факультет ТГУ, академии истории. А учитывая, что наш музей имеет военно-историческую направленность, особое внимание уделяется знакомству с историей Российской армии, с судьбами людей, связавших свою жизнь с профессией – защищать Родину. Учащиеся нашей школы ежегодно занимают первые места на городской военно-спортивной игре «Зарница», идут служить в армию и поступают в военное училище. В этом году стать офицерами Российской армии хотят: Монахов Алексей, Филатов Алексей, Бородулин Александр.

Музей нашей школы в 2005-2006 уч. году занял 1-ое место в районном, городском, областном и Всероссийском смотре-конкурсе музеев, посвященном Великой Победе и проводимом Министерством Обороны, МВД и Министерством образования и науки, в 2006 г. в смотре-конкурсе школьных музеев, проводимом Советом Ветеранов войны, труда, пенсионеров, инвалидов и правоохранительных органов, и занесен во Всероссийскую книгу этого Совета. В 2007 г. Почетной грамотой музей награжден депутатом Государственной Думы РФ Васильевым И.А.

Поэтому школьный музей был и остается местом получения новых знаний, развития интеллекта, становления личности, формирования характера, выбора жизненного пути.

Таким образом, мы видим, что многогранная работа школьного музея может быть представлена следующим образом:

  • Мероприятия, посвященные снятию блокады Ленинграда, Дню Победы и всем знаменательным датам истории нашего Отечества
  • Заседания Совета ветеранов
  • Заседания Совета музея
  • Работа актива музея
  • Проведение уроков мужества
  • Подготовка и проведение экскурсий
  • Проведение уроков на тему: «Великая Отечественная война»
  • Привлечение экспозиций как средства наглядности на уроках истории, литературы, ИЗО, музыки
  • Формирование и развитие навыков работы с источником
  • Изготовление наглядных пособий
  • Проведение тематических бесед, вечеров
  • Подготовка и проведение тематических выставок
  • Сотрудничество с музеями других школ, краеведческим музеем
  • Участие в смотрах-конкурсах музеев
  • Изучение военного прошлого ветеранов войны – защитников Ленинграда
  • Встречи ветеранов Великой Отечественной войны
  • Создание и исполнение фонотеки и видеотеки музея
  • Расширение и обновление экспозиций
  • Написание творческих работ на основе материалов музея
  • Конкурсы песен, стихов, рисунков, боевых листков, газет на тему «Великая Отечественная война»

 Мы видим, как музей оживляет жизнь школы, у ребят разных возрастов есть общее дело, а это всегда важно, ибо учит школьников взаимодействовать друг с другом, работать в команде.

И все дальше уходят в прошлое героические годы Великой Отечественной войны. Но подвиг народа, героизм, проявленный сыновьями и дочерьми Родины в те суровые годы, навечно в нашем сердце, в нашей памяти.

И мы, учителя, на примере подвигов героев-тамбовцев на основе школьных музеев должны и можем показать учащимся роль нашего народа-богатыря, победителя, пробуждая у них гордость за свою отчизну, за ее героическую историю.

«С чего начинается Родина…»

(сценарий торжественного праздника, посвященного 63-й годовщине снятия блокады Ленинграда)
 

Только вслушайся в имя «Россия»
И в нём и росы, и синь, и сиянье, и сила
Я бы только одно у судьбы попросила
Чтобы снова враги не пошли на Россию

 

(Песня «С чего начинается Родина…»)

 Ленинград! Всё с этим городом навек –
И песня, и душа,
И чёрствый хлеб,
И чёрный снег,
Любовь, тоска,
Печаль и смех,
Обида, горечь и успех.

Захвату этого одного из красивейших городов мира и нашей Родины фашисты придавали особо важное значение. Взятие города на Неве обеспечивало им более быстрый захват Москвы и осуществление плана «Барбаросса». И гитлеровцы были уверены в скором падении Ленинграда. И положение здесь было не просто ужасным, а отчаянным. Пришлось приложить нечеловеческие усилия, чтобы стабилизировать фронт обороны.

До 26-го сентября у стен Ленинграда шли упорные кровопролитные бои, особенно на рубеже Лигово, Кискино, Коврово, которые было приказано ни при каких обстоятельствах не сдавать врагу. «Ни шагу назад!» — таково было требование этого приказа. В этом сражении  особенно отличилась 21-109 стрелковая дивизия НКВД под командованием полковника М.Д. Панченко, которая комплектовалась на Тамбовщине и состояла в основном из наших земляков, многие из которых здесь и погибли.

И прибывшие в срок от города Тамбова
По зову Родины и Матери-Земли

Увидев Ленинград и защищать готовы

Солдаты шли!..

 (Песня «О солдате». Пошли вдоль берега крутого мимо хат…)

Здесь у стен Ленинграда стояли наши земляки: Юшин Семён Александрович – командир зенитной батареи, Зутиков Григорий Иванович, Шишов Петр Александрович — командир 1-й роты 14-го стрелкового полка, Козырев Владимир – шофёр санитарной машины и многие, многие другие. В составе 109-й стрелковой дивизии сражался и Евгений Андриянович Николаев.

Отчизна-мать гордится им по праву
Отважному у нас везде почёт.
Немеркнущей, неповторимой славой
Войдёт в века его победный счёт.

 65 лет назад Евгения Николаева знали все ленинградцы, и стар и мал, знали все защитники Невской твердыни. О нём писали все ленинградские газеты, ему посвящались листовки Ленинградского фронта, его портреты устанавливались в самых многолюдных местах города. «Человек-легенда», Газета «Правда» от 5 августа 1942 года писала, что снайпер Николаев в трёхдневном бою под Пулковскими высотами уничтожил 104 фашистских захватчиков.

 Вариант I. И сейчас своими воспоминаниями о своём отце (муже) поделится с нами Николаева Ольга (или Татьяна Семёновна).

 Вариант II. Артиллерия — Бог войны! «Две войны с богом войны» — так называется книга, написанная Юрием Беседой о нашем замечательном земляке Пирожкове Андрее Мироновиче. Начал он свой боевой путь на Карельском перешейке, на линии Маннергейма и дошел до Берлина, воевал в 317 артдивизии особой мощности. Граната – мортира его орудия весила более 286 кг и поднималась при помощи лебёдки. Такой снаряд разносил любое укрепление. Выписка из наградного листа: «Меткой стрельбой по сильным узлам обороны противника Пирожков Андрей Миронович подавил и уничтожил основной узел обороны противника и обеспечил продвижение нашей пехоты». А наград у него было очень много: 3 ордена Красной Звезды, 2 ордена Красного знамени, 2 ордена Отечественной войны 2-ой степени и орден Александра Невского.

 (Песня артиллеристов. Учащиеся вместе с ветеранами.)

 В артиллерии воевали: капитан артиллерии Ланцов Николай Павлович, Назин Анатолий Иванович, Васильев Николай Васильевич, где встретил свою будущую жену Анастасию Михайловну, с которой они прожили более 50 лет.

Гусев Евгений Алексеевич почти всю войну был старшим офицером миномётной батареи, непосредственно руководил ведением огня по противнику, готовил батарею к бою, оборудовал огневую позицию, т.е. отвечал за жизнь других огневых взводов батареи. «И когда с закрытых позиций было трудно уничтожить миномётные батареи противника, мы били по врагу прямой наводкой» — рассказывает в своих воспоминаниях Евгений Алексеевич.

Боевое крещение Вокина Ильи Ивановича выпало на тяжёлые бои под Ленинградом. Синявинские высоты, непроходимые болота, яростные атаки врага запомнились на всю жизнь. С боями довелось освобождать пушкинские места, в частности село Михайловское.

Два фронтовых года артиллерийского разведчика 76-мм пушек и два ранения научили ценить жизнь и силу войскового товарищества. И сейчас он уже несколько лет возглавляет Октябрьский Совет ветеранов войны, знает нужды каждого ветерана, защищает их интересы и очень большое место вместе с ним уделяет патриотическому воспитанию молодёжи.

 Для наших замечательных артиллеристов исполняется…

 «В небесах мы летали одних» — так можно сказать о наших ветеранах войны – лётчиках.

Это был незабываемый День 24 июня. Москва. Красная площадь. Часы Спасской башни Кремля пробили 10 часов. Из ворот на белом коне выехал маршал Советского Союза – Георгий Константинович Жуков. Навстречу подъехал к нему Командующий Парадом Победы – маршал Константин Константинович Рокоссовский. И мимо мавзолея В.И. Ленина пошли сводные поли фронтов – лучшие воины Советской Армии.

Впереди 3-го Белорусского фронта нес овеянное победами боевое знамя 276 Гатчинской четырежды орденоносной бомбардировочной авиадивизии капитан Анатолий Петрович Малин, штурман эскадрильи

140-го бомбардировочного Нарвского полка.

Знаменосец сводной колонны фронта! Не многим была оказана такая честь. Она выпала на долю нашего земляка Анатолия Малина не случайно. К концу марта 1945 года эскадрилья Малина совершила 1386 боевых вылетов. Она сбросила 1100 т. Бомб разного калибра, сбила 10 истребителей противника и т. д. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество, отвагу и героизм капитану Малину А. П. 29 июня 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

 Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!
Всех за отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех воевавших и страдавших,
Минутой обниму одной.
Пусть все замрет в минуту эту,
Пусть даже время промолчит,
Мы помним вас, отцы и деды,
Россия, Родина вас чтит!

 (Минута молчания)

 В составе сводного полка авиации дальнего действия в числе первых по Красной площади прошел наш земляк, ветеран войны, кавалер ордена Ленина Александр Николаевич Боднар.

Александр Николаевич защищал Москву, Сталинград, обеспечивал победу наших войск на Курской дуге, помогал не только партизанскому движению, но и окруженным войскам. Но тяжелее всех было на Волховском и Ленинградском фронтах, так как здесь приходилось летать в условиях сильных (низких) туманов.

 (Номер художественной самодеятельности)

 Снайперами бомбовых ударов называли и штурмана дальней бомбардировочной авиации кавалера ордена Ленина Панова Константина Алексеевича и Артамонова Василия Ивановича. Как правило, самолеты авиации дальнего действия выполняли боевые задачи в ночное время. Их подвиги описаны в документальной повести, которая так и называется «Под крыльями ночь»- автор ГСС  Степан Швец. Только у Панова за время войны их накопилось 749 часов, 59 минут, а сколько еще у Малина, Боднара, Артамонова. И сбивали их, бывало, тоже ночью. Но вера в победу, огромная сила воли и стремление и дальше громить врага, помогали им выжить и бороться. И снова полеты. «За новыми наградами», — шутили ветераны, а у них их было очень много.

Большой боевой путь по фронтам Великой Отечественной войны прошел служивший в авиации Скуратов Михаил Васильевич.

И очень важное значение для лётчиков имел прогноз погоды. И в этом практически тогда никогда не ошибались наши замечательные метеорологи Тарасова Маргарита Петровна и Кондрашов Дмитрий Кузьмич.

 (Номер художественной самодеятельности)

 В машине мрак и теснота,
Водитель в рычаги вцепился…
День, словно узкая черта,
Сквозь щель едва- едва пробился,
А щель узка, края черны,
Летят в нее песок и глина,
Но в эту щель от МГИ видны
Предместья Вены и Берлина.

 Встретив восемнадцатилетним мальчишкой начало войны, Орлов Николай Николаевич закончил ее в Берлине, кавалером пяти боевых орденов и двадцати пяти медалей. Тонул, горел, сменил за эти годы одиннадцать машин, а в госпитале не был ни разу. Во время войны встретил девушку, которая стала его женой и боевой подругой. Это был единственный за всю Вторую Мировую войну семейный танковый экипаж. Дрался семейный экипаж смело и дерзко. Об отважной паре, их подвигах не раз писали армейские газеты. Вместе они дошли до Берлина.

 (Номер художественной самодеятельности)

 Во время Великой Отечественной войны Чернокнижников Евсей Еремеевич служил в 50-ом отдельном Гвардейском Краснознаменном Новгородском тяжелом танковом полку прорыва. Молодому технику – лейтенанту, заместителю командира танковой роты по технической части, в ходе боевых действий приходилось «оживлять» подбитые танки. При этом многие операции по ремонту зачастую проводились под обстрелом со стороны противника, в непосредственной близости от вражеских окопов, в холод и жару, в ночных условиях.

 Броня от солнца горяча,
И пыль похода на одежде,
Стянуть комбинезон с плеча-
И в тень, в траву, но только прежде
Проверь мотор и люк открой:
Пускай машина остывает,
Мы все перенесем с тобой;
Мы люди, а она стальная.

(Номер художественной самодеятельности)

 Ты когда-нибудь видел, как ходят в атаку матросы?..
Это страшное зрелище, дыбом встают волоса:
Хлынут молча, без выстрелов, черные цепи с откоса-
И от топота ног фронтовая замрет полоса.
В бескозырках, без касок, в распахнутых настежь бушлатах,
С якорями на бляхах, затянутых флотских ремней
И в фланелевых синих тельняшках своих полосатых
Они, видно, и вправду похожи на сказочных лютых чертей.

В морской пехоте служил Горюнов Владимир Алексеевич. Больше всего ему запомнилось, когда он вместе с другими добровольцами должен был провести разведку боем в работе Колпино. Фашисты встретили их ураганным огнем из минометов, огнеметов, орудий. Но задание было выполнено. Сам Владимир Алексеевич в этом сражении был ранен и контужен.

Юнгами начинали служить во флоте Варенов Анатолий Алексеевич и Парухин Юрий Макарович, который затем получил профессию и был зачислен радистом- оператором на тральщик № 48. Назначение тральщиков — очищать от мин фарватеры для прохода кораблей. А радисту надо было вовремя и точно докладывать командованию об опасности не только со стороны вражеских судов, но и бомбардировщиков, с чем успешно справлялся Юрий Макарович и был награжден медалью Ушакова.

Блокада — далеко как это слово
От наших с вами мирных, светлых дней.
Произнесу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.

Трусов Владимир Николаевич — штурман самолета 13 авиационного полка военно-воздушных сил, военно-морского флота очень часто рассказывает нашим учащимся о том, как они во время блокады Ленинграда в люках для бомб вывозили из города маленьких детей, завернутых во что попало, лишь бы они не умерли от холода.

Вы постучали в Ладогу,
В просторы льда
И Ладога ответила вам тогда:
— Давай, давай — я рядом
Я выдержу, я помогу
И вместе с Ленинградом
Ударим по врагу.

Непрерывным потоком с 22 ноября шли колонны автомашин с продовольствием по «Дороге жизни», как прозвали Ладожский лед ленинградцы. Гитлеровцы быстро узнали о существовании дороги. На колонны, на лед, раскалывая его, посыпались бомбы и снаряды. Под воду уходили машины с грузами, люди. Но, несмотря на это, несмотря на сильные морозы и шквальные ветры, день и ночь шоферы мужественно продолжали вести машины в осажденный город, доставляли продукты, вывозили людей. А обеспечивали бесперебойную работу «Дороги жизни» наши герои — Жариков Василий Никитович и Яцуненко Иван Поликарпович, который пишет в своих воспоминаниях: «Дорога находилась в пределах досягаемости немецкой артиллерии. Это особенно относилось к седьмому километру трассы, где образовалась большая незамерзающая трещина, через которую был уложен бревенчатый мост. В этом месте всегда создавались пробки, которые для немцев являлись хорошей мишенью».

В путь! Кончились все тревоги,
Мы уходим, а ветер такой,
Что связистка, став на пороге,
Прикрывает глаза рукой.
Мы сливаемся с темью ночи.
Друг за другом идем туда,
Где у гати меж черных кочек
Чуть поблескивает вода.
«Языка» на себя тянули,
Выносили из-под огня,
И убило одною пулей
Двух товарищей у меня.

Не раз пришлось брать «языка» нашим героям разведчикам – Наумову Александру Андреевичу и Гребенникову Василию Павловичу, которые были неоднократно ранены, вновь вступали в строй и дошли до Берлина.

Левый берег в огне, а на правом
Пеплом кроются угли костра.
И связисты, сквозь тьму к переправам
Тянуть кабель — работа быстра
Есть ось связи от штаба армии
Связаны дивизии близкие и дальние
Связаны специальные войска без промедления
Без связи не обойтись ни на мгновение.

Канивченко Федор Тихонович с 1941 года защищал Ленинград, обеспечивал связь в районе Ленинградского фронта, был ранен. А в ноябре 1943 года он уже инженер генерального узла связи Главного штаба ВВС Красной Армии, входил в группу связистов, которая обеспечивала перелет Сталина на Тегеранскую конференцию.

Связным при офицере связи служил Жалнин Константин Филиппович. Золотухина Софья Васильевна, Хлынина Александра Петровна, Яшин Иван Михайлович — были радистами. Пешком, за плечами радиостанция 20 килограмм, автомат, лопатка и скат шинели, так вначале в составе Волховского фронта пришлось дойти до Ленинграда, затем через всю Латвию, часть Польши, освобождать Дрезден.

(Номер художественной самодеятельности)

Ты шла, затаив свое горе
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря.
Кормила ты хлебом своим.

Эти слова посвятил поэт Михаил Исаковский женщинам времен Великой Отечественной войны.

Но наши женщины не только героически трудились в тылу, также героически они сражались и на фронте. Женщины связистки, радистки, разведчицы, зенитчицы, женщины партизанки. А сколько раненных вынесли они на своих хрупких плечах.

Когда узнав на поле боя-
И не в стихах, а на яву —
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра-
Боль сразу стала не такою,
Не так сильна, не так остра,
Меня как — будто оросили
Живой и мертвою водой.
Как — будто надо мной Россия
Склонилась русой головой.

Выносили из боя. Оказывали первую помощь раненым бойцам: Бородулина Мария Григорьевна, Медведева Александра Аркадьевна, Яшкова Зоя Яковлевна, Селезнева Александра Никитична, Иванова Мария Михайловна, Самойлова Клавдия Михайловна, Васильева Клавдия Дмитриевна. Дошли до Берлина, возвратились и отправились воевать на Дальний Восток.

И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идет свершивший подвиг ратный
Великий русский человек.
Он сделал все. Он тих и скромен
Он мир от черной смерти спас
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.

(Выходят сын, внук, правнук).

 С головами поникшими
Над отцами погибшими
Встали мы.
Над легендой повитыми
Их могильными плитами
Встали мы.
Им как – будто бы мысленно,
Тихо и невыспренно
Говорим:
Листья вашего дерева,
А не серая тень его-
Это мы!
Эхо вашего голоса,
Зерна вашего колоса-
Это мы!
Меж годами посредники,
Вашей славы наследники-
Это мы!
Верность вашим обличиям
Верность вашим обычаям
Мы храним!

(Слово предоставляется Жирнову А.Г.)

Только вслушайся в имя «Россия»
В нем и росы, и синь, и сиянье, и сила,
Я бы только одно у судьбы попросила-
Чтобы снова враги не пошли на Россию.

(Песня)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: