«…в нем – Свет, в нем – Вера, в нем и из него – моя Родина!» (Д.Балашов)

Урок-диалог по роману Дмитрия Балашова «Похвала Сергию» (с использованием слайдовой презентации)

Веселовская Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №11 г.Мичуринска Тамбовской области

Цели и задачи урока:

Познакомить обучающихся с творчеством Дмитрия Балашова, сформировать представления об особенностях индивидуального стиля писателя.

Проследить путь непрерывного восхождения преподобного Сергия Радонежского к нравственному совершенству.

Дать учащимся понятие об исторических особенностях эпохи, о нравах, обычаях и традициях Средневековой Руси.

Определить жанровые и композиционные особенности романа Д.Балашова «Похвала Сергию», научить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.

Продолжить развитие монологической и диалогической речи, навыков самостоятельной работы обучающихся с литературными источниками в связи с подготовкой сообщений на заданную тему.

Помочь обучающимся соотнести собственные нравственные принципы с нравственными принципами героев романа Д.Балашова.

Содействовать становлению духовного мира школьников, развитию высоких нравственных качеств и чувства патриотизма.

Дорогие друзья! У нас сегодня необычный урок. Необычным его делает обращение к необычному произведению с необычным героем.

Сегодня мы будем много говорить о духовности, нравственности. Мы ведь часто слышим слова «духовно-нравственное воспитание».

А какое воспитание, по-вашему, должно соответствовать определению «духовно-нравственное»?

Ответы учеников.

Каким образом можно воспитать в себе духовность? Нравственность?

Ответы учеников.

Высокие качества можно воспитать в себе, читая книги, которые представляют нам яркие образцы жизни высоко нравственной, духовной, праведной.

Одной из таких книг является роман Д.Балашова «Похвала Сергию». Кому посвящено это произведение?

Ответы учеников.

 «В нем – Свет, в нем – Вера, в нем и из него – моя Родина!» — эти слова Д.Балашова не случайно стали темой нашего урока.

Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей, благоверных князей, преподобных. Почему же в таком богатом созвездии Сергиева звезда горит ярче всех? Почему именно ему принадлежит первенство в галерее святости? Сегодня мы вместе постараемся найти ответы на эти вопросы. Мы постараемся проследить путь непрерывного восхождения Сергия Радонежского к нравственному совершенству. Более того, вы сможете соотнести собственные нравственные принципы с нравственными принципами героев романа Д.Балашова. И, перечитывая страницы романа, выясним, в чем же состоит художественное своеобразие этого непростого произведения, что придает роману необыкновенный нравственный заряд?

Истина, как известно, рождается в споре, в диалоге. И форма нашего урока – это урок – диалог.

Что такое диалог?

Ответы учеников.

Сегодня мы будем вести диалог не только друг с другом, но и с Дмитрием Балашовым, и с критиками, и с литературоведами, изучавшими его творчество, и  с самим Сергием Радонежским. Разговор этот не всегда будет простым и однозначным, как нет ничего простого и однозначного в нашей жизни. Каждая реплика наших виртуальных собеседников будет перед вами на слайде.

Для работы у вас на столах тексты, тетради для работ по современной литературе с цитатами из романа и небольшие пособия. Возьмите, пожалуйста, пособия. Посмотрите, как устроено пособие и какой материал содержит. Этими справочными материалами можно и нужно пользоваться в ходе нашего урока.

На второй странице пособия – портрет автора романа «Похвала Сергию». Незадолго до своей гибели Дмитрий Балашов писал:

«Я, приближаясь к неотменимому концу жизненного пути, все больше тревожусь о судьбе России и все меньше о своей собственной». Как вы понимаете эти слова, и как они характеризуют Балашова?

Ответы учеников.

Что вы знаете об этом человеке?

Ответы учеников.

Таким образом, мы с вами говорим о том, что Д.Балашов не только писатель, но и историк, филолог, литературовед, общественный деятель. В литературу он пришел достаточно поздно, и на это были свои причины.

«Можно уверенно сказать, что именно нравственный долг перед народом и разбудил в ученом Балашове художественный дар, заставил его…стать писателем» (Из статьи о творчестве Д.Балашова).

        В чем видел Д.Балашов свой нравственный долг перед народом?

Ответы учеников.

Ваше мнение о писателе Балашове понятно. А вот что думал Балашов о своем читателе.

Д. Балашов:

Читателем я не обижен. Думаю, дело тут не во мне. Я не такого уж высокого мнения о своих талантах. Возрос интерес самого широкого читателя … к произведениям, рассказывающим об отечественной истории. Ибо исторические романы для большого числа читающих их в значительной степени заменяют учебники по истории.

И тем не менее, читая книги Д.Балашова, и в частности, роман «Похвала Сергию», мы понимаем, что перед нами художественное произведение, которое потребовало от автора не только констатации исторических фактов, но и творческого  подхода.

         И для автора это произведение не было простым. Оно потребовало от Балашова титанических усилий.

«Дай, Господи, обрести силы для задуманного днесь труда! Это не предисловие, это молитва… Дай, Боже, совершиться чуду!» (Из Пролога к роману)

Почему Д.Балашов называет задуманную книгу «чудом»?

Ответы учеников.

В Прологе же Балашов сам указал нам на главную сложность при написании романа.

«Как же мне постигнуть тебя, Сергий, отче!.. Дай, Господи Боже, мне, человеку неверующей эпохи, описать человека верующего! Дай, Господи, мне, грешному и земному, описать человека неземного и безгрешного».

Какой прием использует автор в этой фразе?

Ответы учеников.

 Что Вам известно о Сергии Радонежском?

Ответы учеников.

(Работа с брошюрой.)

Нелегко писать о таком человеке. Очень ответственно. Тщательной разработки требует  не только содержание, но и форма произведения.

«Необычный сюжет требует необычной формы» (Из Предварения автора к роману «Похвала Сергию»)

В чем Вы видите «необычность» романа Д.Балашова «Похвала Сергию»? Чем характеризуется художественное своеобразие произведения?

Ответы учеников:

  • Жанр – похвала
  • Исторические экскурсы
  • Лирические отступления
  • Необычная лексика: архаизмы, историзмы

— Элементы каких древних жанров встретились вам в произведении?

Ответы учеников:

  • Слово
  • Хожение
  • Житие
  • Молитва

Вы заметили достаточно много литературоведческих тонкостей. Д.Балашов предполагал, что используемые им приемы могут несколько усложнить восприятие романа. Но все это идейно-композиционное своеобразие (и многообразие!) служит определенной цели – стилизации средневековой эпохи.

«Пусть же читатели мои не посетуют на элементы древних жанров, использованные мною в заглавии, прологе и в самом художественном повествовании, а также… внимание к церковной идеологии, без чего, однако, книга эта попросту не могла бы состояться…» (Д.Балашов)

Особенности лексики своего произведения Балашов тоже объяснил:

 

« Язык, которым я пишу, конечно, условен. Я употребляю какие-то устаревшие, редко встречающиеся ныне слова, обороты, вводя их в авторскую речь. Должен сказать при этом, что само построение фразы порою больше дает ощущение древности, чем отдельные речения».

 

Понятен ли Вам язык произведения? Какие слова явились для Вас новыми, неизвестными и потребовали дополнительных комментариев? Приведите примеры. (Дома выписывали в тетрадь)

Ответы учеников.

Обратите внимание на Словарь, помещенный в ваших брошюрах. Слова, которые уже звучали сегодня на уроке и которые еще прозвучат.

 

Из критической статьи:

«Сочетая в себе талант художника и филолога, используя древнерусские грамматические формы, лексику, диалектизмы, Балашов превратил язык своих книг в тонкий инструмент для передачи духа и понятий эпохи средневековой Руси».

 

Итак, средневековая Русь. Какой она вам представляется по роману Д.Балашова?

О каких проблемах средневековой Руси рассказывает автор?

Ответы учеников.

И вот в такое время появляется человек, которому суждено было многое изменить в укладе целой страны. В семье ростовских бояр Кирилла и Марии родился сын Варфоломей. (Это потом, в иночестве, он примет имя Сергий).

— В каком году это произошло?

(Работа с брошюрой.)

 

Как Вы понимаете слова Д.Балашова: «Праведник рождается уже с готовым устремлением к праведности»? Было ли такое «устремление» у боярского сына Варфоломея? В чем оно выражалось?

Ответы учеников.

Автор романа отмечает «человеческую неповторимость» отрока Варфоломея. Согласны ли Вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте.

    Ответы учеников.

В каких случаях из детства и отрочества Варфоломея наиболее ярко проявился его характер. Какие черты характера Варфоломея Вы считаете основными?

Ответы учеников.

Обратите внимание – в основе каждого из этих эпизодов – поступок, действие. И вот здесь разрешите сделать небольшое отступление. Знаете ли вы, что Сергий Радонежский не оставил после себя никаких учений, трактатов и т.п. Только одно высказывание, точно известно, принадлежит ему. Это высказывание помещено на свитке одной из икон, а у вас оно есть в брошюрах. (Работа с брошюрой.)

Т.е. один из главных жизненных принципов Сергия Радонежского (и отрока Варфоломея соответственно) – меньше слов и больше дела.

 

Д.Балашов:

«Мои герои — люди действия, а не созерцания, это главная и характернейшая черта людей той поры, да и сейчас она присуща лучшим представителям русской нации — труженикам, каким бы делом они ни занимались, помня об общем благе и величии своего народа».

 

Так что же оказало сильное влияние на становление характера Варфоломея?

Ответы учеников.

Но какой бы пример ни был перед глазами отрока Варфоломея, он никогда не спешил слепо ему следовать. Он долго обдумывал, анализировал, выяснял непонятое им. Он оставлял за собой свободу выбора.

Д.Балашов: «Меня всегда привлекали в моих героях их внутренняя свобода, целостность характера. Я считал своим долгом показать, что значительность человека вырастает из его ответственности за все… Когда он не одержим мелкими заботами, а соизмеряет себя с Родиной».

Чем было вызвано желание Варфоломея уйти в монастырь? Не противоречат ли друг другу желание уйти в монастырь и стремление служить Родине?

Ответы учеников.

 Д.Балашов:

«…у моих героев было всегда обостренное осознание себя частицей своего народа — в любых, самых безнадежных ситуациях, своей кровной связи друг с другом, с родным поселением. Отсюда постоянная готовность жертвовать и личным благополучием, и самим собой, и близкими даже своими во имя высшей общей цели, отсюда мужество ответственности и заботы о далеком будущем нации».

Такие герои не могут не вызвать чувства уважения и даже преклонения. Хотя самому Сергию наши слова о преклонении не понравились бы. Правильнее было бы говорить о сопереживании. Это отмечал и сам автор.

Д.Балашов: «Раз мои герои способны вызвать сопереживание у современного читателя, значит, нет смысла говорить о каком-то непреодолимом, принципиальном отличии психологии человека нашего времени от душевного мира древнего, по нашим меркам, человека. Но отличие это существует…»

         Многоточие указывает нам на то, что предложение не закончено. Но я вам скажу, чем эта фраза была закончена….»Именно это отличие сделало из историка Балашова писателя».

Какие параллели между современным и средневековым миром проводит автор? При обсуждении каких тем они звучат наиболее остро?

Ответы учеников.

Темы, которые вы обозначили, дают нам право говорить о том, что роман Д.Балашова «Похвала Сергию» — произведение многотемное и многопроблемное. Какие темы Вы считаете доминирующими?

Ответы учеников.

Из критической статьи:

«Романам Балашова свойственны драматическая напряженность, экспрессия, кинематографичность сцен, панорамность авторского видения. Постоянно сменяют друг друга планы повествования: любовь, монашеские подвиги, захватывающие политические детективы, исторические экскурсы. И лирические описания российского пейзажа, и развернутые публицистические отступления согреты пронзительно-нежной любовью к «родимой земле».

Докажите цитатами из текста, что автор и его герои являются истинными патриотами, до глубины души переживающими за судьбу Отчизны. (Работа по тетрадям, проверка домашнего задания.)

Редким книгам выпадает такая счастливая судьба стать настоящим другом и наставником прочитавшим ее. Думаю, что роман «Похвала Сергию» стал для вас именно такой книгой. Герои этого произведения дают нам уроки духовности и нравственности. Именно с этого мы и начинали наш урок. И отрок Варфоломей (пока еще не Сергий Радонежский), никому не известный отрок, на пути своего подвижничества очень стоек и прямолинеен.

И очень актуально звучат слова Д.Балашова, обращенные к вам, читателям:

 «…человека ничто не заставит быть человеком, если он сам этого не хочет. Поэтому становление личности — это постоянная борьба с самим собой, презрение к всевозможным компромиссам».

В этой борьбе Сергий не только одержал победу. Он показал нам путь к правде и праведности. Мы можем считать себя наследниками его духовной славы.

Сергий глубоко созвучен нашему народу, он олицетворяет собой самый тип русского праведника, русского святого. И для нас Сергий и его дела – не в прошлом, а в самом что ни на есть настоящем. Переоценить его значение очень трудно.

СХЕМА на слайде.

Мини-сообщения обучающихся:

Для нас Сергий – это созидатель.

Ученик: Св. Сергий основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси.

Для нас Сергий – заступник.

Икон, посвященных Сергию, много, и каждая их них – произведение искусства. Святому Сергию молятся неуспевающие в учебе, прося разумения.

Слушая колокола звонницы Троице-Сергиевой лавры, мы припадаем к раке с мощами преподобного Сергия и просим его  о заступничестве. Известно множество случаев чудесного исцеления от святых мощей преподобного.

Для нас Сергий – учитель и наставник.

Влияние Сергия с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святою жизнью и явились благостными воспитателями окружавшего их общества. В “Патерике” Троице-Сергиевой лавры названо около ста имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим Сергием Радонежским.

Сергий сумел создать и развить новый для рус. земель XIV в. тип монастырей — общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации.

«Троица».     

«Сказание о святых иконописцах» утверждает, что свой иноческий путь иконописец Андрей Рублев начал в Троице-Сергиевом монастыре во время игуменства Никона. Никон стал игуменом весной 1392 года (за полгода до смерти преподобного Сергия Радонежского). Самая знаменитая икона Рублева «Троица» была написана по заказу игумена Никона для Троицкого собора Свято-Троицкой обители именно «в похвалу Сергию».

Для нас Сергий – государственный деятель.

Св. Сергий умел действовать “тихими и кроткими словами” на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Св. Сергий благословил Дмитрия перед битвой, предсказал ему победу и дал двух иноков Пересвета и Ослябю. Дмитрий перед битвой советовался со св. Сергием и без его одобрений не нападал на врага. После битвы князь стал с еще большим благоговением относиться к св. Сергию и в 1389 пригласил его скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Для нас Сергий – источник образности и творчества.

Сергий Радонежский занимал особое место в жизни и творчестве художника Михаила Нестерова (1862–1942). Художник даже считал, что святой спас его от смерти в младенчестве. Самая значительная картина Нестерова, посвящённая Сергию Радонежскому, «Видение отроку Варфоломею», была написана в 90-е годы XIX века. Она произвела взрыв в художественной среде. Художник предвидел, что этому полотну уготована слава. “Жить буду не я, — говорил он. — Жить будет «Отрок Варфоломей»”. В творческом наследии Нестерова эта картина открывает целый цикл произведений, воплощающих русский религиозный идеал.

Сейчас я приглашаю вас на небольшую заочную экскурсию. Мы совершим прекрасное путешествие к православной святыне. Добро пожаловать в Троице-Сергиеву Лавру – духовный центр русской православной культуры.

На фоне песни «Колокола»  — просмотр слайдовой презентации «Троице-Сергиева Лавра».

У каждого из нас в душе свой храм и свой Сергий. Как символ веры. Как символ будущего. О будущем думал в первую очередь отрок Варфоломей, будущий Сергий Радонежский, посвящая жизнь свою служению Богу и Родине.

Дорогие друзья, вам еще предстоит осмыслить многое из услышанного сегодня на уроке. Дома вы постараетесь обобщить материал и написать миниатюру «Уроки Преподобного Сергия Радонежского».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: