Урок-телемост (Вологда – Тамбов) по истории и литературе

Интегрированный урок-телемост по истории и литературе

Вологда:
учитель истории Круглов А.А.

Тамбов:
Неволина Г.М., учитель русского языка,
кадетская школа-интернат «Тамбовский кадетский корпус им. Л.С. Дёмина».

Тема: «Сборный город всей тёмной стороны» России 30-х годов
19 века (по историческим материалам и комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Цели:

  • создать целостное представление о структуре общества, о модели уездного города 30-х годов 19 века, дать её анализ с точки зрения истории и литературы;
  • совершенствовать навыки анализа документального и литературного материала;
  • сделать вывод о роли художественного произведения-комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в политической и культурной жизни
    России     прошлого и настоящего;
  • развивать внимание учеников к фактам истории и к художественной литературе;
  • стимулировать детей к социальной активности и творчеству.

Оборудование:

  • художественный фильм «Ревизор» (режиссер Швелидзе);
  • репродукции картин, иллюстрации художника П.М. Боклевского;
  • компьютерная  презентация, составленная учителями и учениками;
  • возможности мультимедийного комплекса, сети Интернет, спутниковой связи.

Подготовка к уроку:

  • разработка основных тем для анализа и вопросов (учитель истории);
  • работа с архивными материалами г. Вологды, г. Тамбова (учителя истории и литературы, ученики);
  • разработка основных тем для анализа и вопросов по комедии  Н.В. Гоголя «Ревизор» (учитель литературы);
  • создание мультимедийных презентаций (учитель истории и учитель литературы).

План-конспект

Учитель литературы.

Сегодня, чтобы понять, как следует вести хозяйство в стране, какой должна быть структура (модель) городов настоящего и будущего, надо обратиться к истории, к литературе прошлого и узнать, какой эта структура не должна быть, какие недостатки в обществе мы должны искоренить.

Поэтому мы решили провести интегрированный урок по истории и литературе на тему «Сборный город всей тёмной стороны» России 30-х годов 19 века (по историческим материалам и комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Модель города мы будем анализировать с точки зрения истории и литературы, сделаем вывод о непреходящем значении социально-политической пьесы «Ревизор», ответим на вопрос: «Почему Николай I, уходя из театра после премьеры, сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а
мне – более всех!»

Учитель истории (Вологодский кадетский корпус).

Чтобы понять проблемы России, возникшие во время  правления Николая I, надо обратиться к эпохе Петра I. Группа учащихся подготовила слайды презентации на темы:

  • «Табель о рангах» (утверждение в 1722 г.)
  • «Работа военного ведомства. Воинские должности и звания в России».

Следующая группа учеников прокомментирует слайды «Чины и звания в пьесе «Ревизор», «Городские звания в 1-ой половине 19 века», « Система самоуправления в уездных городах России 19 века».

Теперь нам становится ясно, с какими недостатками в общественном устройстве следовало бороться и почему пьеса Н.В.Гоголя была принята в России неоднозначно. Казнокрадство, взяточничество, произвол чиновников,
разрушение моральных устоев  — вот те пороки, которые следовало искоренять…

Учитель литературы.

Дадим слово герою пьесы.

Инсценировка

Хлестаков. Разрешите представиться!

Иван Александрович Хлестаков!

23 лет от роду, чиновник из Петербурга.

Это обо мне господин Гоголь написал свою комедию. И знаете, какое впечатление она произвела на зрителей?

Критик Стасов писал: «Все были в восторге!»

А городничий Ростова взбежал на сцену и закричал: «Я запрещаю! Играйте что-нибудь другое! В тюрьму вас всех спрячу!»

Сам Николай I, уходя из театра после премьеры, сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех».

Почему? Вы не знаете? ( Обращается к классу.)

Учитель.

Итак, в пьесе Н.В. Гоголь (по сюжету, данному А.С. Пушкиным) решил нарисовать наиболее полную картину жизни в России 30-х годов 19 века, по его словам, «собрать в одну кучу всё дурное в России и за одним разом посмеяться над всем».

В комедии представлены разные слои населения, определена модель города.

Руководит городом городничий. Он собрал чиновников, чтобы сообщить о приезде ревизора (кадры из художественного фильма « Ревизор», I д., I явление).

Вопросы к классу:

  • Каким мы, читатели, увидели городничего?

(Сообщение ученика. Слайд презентации.)

Почему Антон Антонович, не выполняющий своих обязанностей, мечтает стать генералом?

(Читать с. 325, д. 5, явл. 1)

Вывод: городничие, губернаторы в николаевской России 19 века зачастую всеми средствами создавали условия для личного обогащения за счёт простых людей и государственной казны.

  • Каким мы увидели судью Ляпкина-Тяпкина?

(Сообщение ученика. Слайд презентации.)

Почему судья, порочный человек, столько лет занимает в городе этот пост?

(Читать с. 302, д. 4, явл. 3 – о себе)

Как вы понимаете его слова (ремарка), сказанные после того, как он дал взятку: «Ну, город наш!» ?

  • Как руководит делами попечитель богоугодных заведений?

(Сообщение ученика. Слайд презентации.)

  • Охарактеризуйте смотрителя училищ Хлопова.
  • Охарактеризуйте почтмейстера Шпекина.

Задание: сделайте вывод (письменно), ответьте на вопрос: «Какое желание объединяет всех чиновников этого города?»

Учитель литературы обобщает сказанное детьми:

— Всех чиновников в городе объединяет одно желание – рассматривать свою должность как отличную возможность поживиться за счёт государства, пожить без забот и хлопот. Понятия «общественное благо» для них не существует. Поэтому в городе процветает беззаконие, нет порядка ни в городских учреждениях, ни на улицах.

Пройдём по улицам  города (сообщение ученика, слайд).

Вопросы классу:

— Как живётся и работается в этом городе купцам? ( Работа с текстом.)

— Как  живут простые люди? (Работа с текстом.)

Учитель.

Рассмотрев все стороны жизни города, мы понимаем, что смысл

« Ревизора» вовсе не в том, чтобы обличить только группу чиновников

в злоупотреблениях. Смысл в том, чтобы показать строй жизни во всей

России на примере одного города.

Вопросы:

  • Почему же чиновники, боясь ревизора, не наведут порядок в городе?
  • Могут ли что-нибудь изменить ревизии и ревизоры в России? Могут ли они искоренить взятки?

Учитель истории (Вологда)

  • рассказывает о феномене «русской взятки», о чиновничьей службе в России, об истории мздоимства, о том, как эти темы нашли отражение в русском языке;
  • о ревизии и ревизорах в России 19 века, о фактах коррупции;
  • о деятельности русских императоров в 19 веке по искоренению взяточничества.

Учитель литературы

Давайте обратимся к пьесе и посмотрим, как о взятках размышляют городничий и судья.

(Инсценировка, д. I, явл. I).

  • Сцена к уроку

«О взятках и взяточничестве»

Городничий. Да, я замечу вам, Аммос Федорович, нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено…

Аммос Федорович. Что же вы полагает, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Городничий. Ну, щенками или чем другим – всё взятки.

Аммос Федорович. Ну  нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…

Городничий. Ну, а что из того, что вы берёте взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь не ходите, а я, по крайней мере, в вере твёрд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы…

Впрочем, я так только упомянул об уездном суде… вряд ли кто-нибудь заглянет туда, это уж такое завидное место, сам Бог ему покровительствует.

Учитель литературы.

Если так рассуждают руководители города, что же говорить о других чиновниках, гражданах?!

Послушайте, что написал Н.В. Гоголь в «Театральном разъезде»: «Изобрази я город иначе, читатели бы подумали, что есть другой, светлый мир, а этот город – исключение. Нет, это не так.

Люди утратили способность думать об общем благе, у них одна

страсть – приобретать: положение в обществе, чины по службе, богатство. Грустно думать, что такая почти вся Россия».

Такие города, по замыслу Гоголя, не имеют будущего.

Нам сегодня понятен ужас писателя перед лицом реальности, не оставляющей и намёка на надежду.

Режиссер Станиславский позднее спрашивал: «Почему, смотря «Ревизора», невольно думаешь об истерзанной и несуразной России?»

Ответ мы нашли, прочитав документы той эпохи (слайд о злоупотреблениях в России 30-х годов 19 века, о состоянии городов).

Таким образом, город у Гоголя – это собирательный образ русских городов России 19 века.

Значит, абсолютно прав был император Николай I, когда сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»

Учитель истории из Вологды

рассказывает о том, как выглядела Вологда в 19 веке, как осуществлялось

городское управление, как «трудились» чиновники. Ученики рассказывают легенду о том, что прототипом города в «Ревизоре» стал город Устюжный (рядом с Вологдой).

Демонстрируются  кадры из фильма «Город Вологда в прошлом и в настоящем».

Учитель литературы.

Вопросы классу:

— А как выглядел Тамбов в прошлом?

— Как «трудились» городские чиновники? (Сообщение ученика.)

— Как выглядит Тамбов сегодня? (Слайды, комментарии к ним.)

Учитель литературы.

Вопросы классу:

— Почему мы сегодня так подробно изучаем пьесу «Ревизор»?

— Имеет ли она значение для современной жизни?

Пьеса актуальна, т.е. очень важна для настоящего момента. Она неподвластна времени, и в этом её непреходящая ценность.

Учитель истории:

— Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор» сегодня играет важную роль в изучении истории нашего государства, это произведение помогает в сознании читателя нарисовать яркую картину прошлого, выявить те недостатки в обществе, с которыми необходимо вести борьбу.

Но надо признать, что до сих пор люди дают и берут взятки, вопрос о коррупции обсуждается  в Государственной Думе, разрабатываются новые законы по борьбе с нарушениями в структуре государственной власти.

Следовательно, проблемы, затронутые Гоголем, не решены до сих пор.

Любые самые строгие законы, ревизии, ревизоры не смогут ничего изменить в России, если всё общество, каждый человек на своём рабочем месте не будут бороться с недостатками. Только совместными усилиями мы сможем превратить нашу страну в процветающее государство.

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на одну из данных тем:

  • Можно ли считать пьесу «Ревизор» актуальной?
  • Как пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» помогает изучать историю России?
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: