«Времён связующая нить…»

Зубова Галина Дмитриевна, учитель начальных классов
МОУ Новолядинская СОШ Тамбовского района

мероприятие, посвящённое 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.

Время, отделяющее нас от Великой Отечественной войны 1941 — 1945 г  года, позволяет всё яснее видеть величие подвига русского народа. Главная воспитательная цель занятия, посвящённого этому событию – довести до сознания обучающихся подлинный, духовный смысл событий Великой Отечественной войны 1941 — 1945 г. В процессе совместного рассуждения учитель и обучающиеся размышляют над такими вопросами, как:

  • что такое Отечество и почему его защита – священный долг для нас,
  • можно ли убивать на войне, и зачем освящается оружие,
  •  как  война влияет на людей, и  все ли люди на войне исполняют заповеди Христа,
  • на чьей стороне был в этой войне Бог?
  • чем герой отличается от обычных смелых и сильных людей,
  •  может ли вера быть оружием Победы,
  • чем в действительности оказалась война для нашей великой страны,

Форма проведения: устный журнал.

Задачи:

  • познакомить с точкой зрения Православной Церкви на войну,
  • помочь увидеть в событиях Божий Промысл,
  • воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: презентация «Времён связующая нить»

Ход занятия

1. Введение в тему.

Учитель: Нет на земле печальней времени, чем когда мужчины оставляют непаханой землю и уходят на войну, а вдоль запылённых дорог машут им вслед плачущие жёны с маленькими детьми на руках. Как вы думаете, как относится Православная Церковь к войне? Как должен вести себя православный человек, если начнется война? (1 слайд)
Обучающиеся: (
Мнения детей разделились на две группы). Одни говорят, что на войне надо убивать, а убивать – это грех и, следовательно, православный человек не должен воевать. Другие — что долг православного человека   защищать свою Родину.
Учитель: Конечно, нельзя приравнивать сражения за свою страну на войне к преступному убийству. Воин готов по заповеди Христовой положить душу (отдать жизнь за друзей своих) для защиты веры и Отечества. Отечество — понятие священное, потому что даровано каждому народу Отцом Небесным, от Которого и называется Отечеством. Поэтому защита Отечества, защита дара Божия — святой долг каждого гражданина. Среди православных святых было много воинов. Назовите святых воинов.
Обучающиеся:
Святые благоверные князья Александр Невский, Дмитрий Донской, святой воин Фёодор Ушаков.(2  слайд)
Учитель.
Расскажите, что вы знаете о них?
Обучающиеся: Александр Невский разгромил шведов и немецких рыцарей-крестоносцев, которые хотели перекрестить русский народ из православной веры в католичество. Дмитрий Донской одержал победу в битве с огромным войском татарского хана Мамая на поле Куликовом. Великий флотоводец Фёдор Ушаков, защищая  наше Отечество на море, не проиграл ни одного сражения.

2. Сообщение темы.

Учитель. Сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Как вы думаете, почему? (3 слайд)

Обучающиеся: 9 мая этого года наша страна будет отмечать 65 летие Победы в Великой Отечественной войне.

3. Работа по теме.

Учитель. Сегодняшнее наше занятие мы проведём в форме устного журнала «Времён связующая нить…». Откроем первую страницу и вспомним, что мы знаем об этой войне.

 Первая страница «Известные факты».

Учитель: Почему война  называется Великой?

Обучающиеся: Продолжалась 1418 дней —  с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. (4 слайд)

Учитель. С кем воевала наша страна?

Обучающиеся: С фашистской Германией(5 слайд).

 Учитель: Сколько наших граждан погибло в войну?

Обучающиеся: 27 миллионов. (6 слайд)

Учитель: Почему война называется Отечественной?

Обучающиеся: Наш народ защищал свою Родину,  своё Отечество. (7 слайд)

Учитель: Мы знаем, что под словом «Отче» понимается сам Бог. Он заботится о нас и любит как родной отец. А что делает папа, когда вы его не слушаетесь?

Обучающиеся: Вразумляет, а бывает и наказывает.

Учитель: Вот и Отец Небесный вразумляет и наказывает людей, когда они не слушают Его заповедей,  и прощает, если они раскаиваются и исправляются. Бог только попускает зло, чтобы дать людям урок, а потом обращает зло в добро. Какие же события довоенного времени привели к тому, что гнев Божий в виде войны обрушился на страну? Открыв вторую страницу нашего журнала, мы узнаем об этом.

Вторая страница нашего журнала «Духовные причины войны». (8 слайд)  (1 группа обучающихся заранее готовит сообщения)

Обучающиеся:

1. После революции 1917 года власть большевиков показала свою  антихристианскую сущность, что проявилось в свержении и убийстве царя-помазанника Божия и его семьи(9 слайд) и гонении Церкви: разрушались храмы(10 слайд), сажали в тюрьмы или убивали верующих людей(11 слайд), установили памятник Иуде.

2. Во время объявленной перед войной «безбожной» пятилетки на месте разрушенного в Москве Храма Христа Спасителя должен быть возведён  Дом Советов (12 слайд). О грандиозности сооружения можно судить по тому факту, что в железной голове скульптуры первого руководителя СССР — Ленина предполагалось разместить зал для заседаний (13 слайд). В 1942 году в стране должны были закрыть последнюю церковь, и православие было бы уничтожено. А это — духовная гибель всего человечества!

3. Издавна Святая Русь считается домом Богородицы. Не оставила Матерь Божия Святую Русь и в дни лихолетия: в день свержения царя Богоматерь как бы сама взяла Верховную царскую власть над страной (14 слайд) и непрестанно молила Сына Своего, чтобы вразумил заблудших.

4. Перед войной, в 1940 году, старцу Валаамского монастыря было видение: Богородица, Иоанн Предтеча, Николай Угодник и другие святые просили Господа помиловать Россию. Но Христос возражал им, указывая на то, что велики грехи в стране. И только по неотступности молитв  Своей Матери, внял Он мольбам о помиловании: «Накажу, но сохраню». (15 слайд)

Учитель: В 3 часа 15 минут 22 июня 1941 года, в День Всех Святых, в земле русской просиявших(16 слайд), началась война(17 слайд). Страх и горе несли немецкие войска (18 слайд). К кому в первую очередь обратились русские люди за помощью и покровом?

Обучающиеся: Народ вспомнил о Боге, начал молиться.

Учитель: Даже правительство после долгих лет гонений почувствовало, что без помощи Божией не одолеть врага. Поэтому руководитель страны Сталин своё воззвание к народу о начале войны начал традиционным православным: «Братья и сестры…». (19 слайд) Затем позвал церковных иерархов и спросил их, что нужно для спасения Родины. Патриарх Антиохийский Илий передал повеление Богородицы, явившейся ему во время моления о спасении России. Как вы думаете, какие действия повелевала совершить правительству Пресвятая Богородица?

Обучающиеся: Открыть церкви и разрешить в них народу молиться, вернуть из тюрем священников.

Учитель: Также надо было обнести  крестным ходом Казанскую икону Божией Матери вокруг Ленинграда и других городов. (20 слайд)  Всё было  выполнено. Чуть позже в кинохронике стали показывать немыслимые прежде кадры: в освобождённых городах наших солдат встречают жители с иконами, а бойцы, осеняя себя крестным знамением, прикладываются к святыням. Снимались патриотические фильмы об Александре Невском и царе Иване Грозном. Вводились ордена и медали в честь русских полководцев. (21 слайд) Танковую колонну  — 40 танков, построенную на пожертвования верующих людей, назвали именем Дмитрия Донского (22 слайд). Даже погоны, объект лютой ненависти красноармейцев в гражданскую войну, теперь снова появились в армии. После этих действий была явлена чудесная помощь Господа, Божией Матери и святых угодников. Откроем третью страницу нашего журнала и узнаем об этой помощи.

Третья страница журнала «Божий Промысл на войне». (2 группа обучающихся готовит сообщения)

Обучающиеся:

1. Спасение Ленинграда. (23 слайд) Чтобы сдержать победное наступление немцев на Ленинград, был проведён крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. Верующие ленинградцы также молили святого Александра Невского о помиловании. В день памяти святого было явлено чудо: Гитлер приказал не брать Ленинград, а блокировать его.

2. Спасение Москвы. (24 слайд) 15 октября 1941 года фашистские танки устремились на Москву. Возникла угроза сдачи Москвы немцам. Началась эвакуация, город охватила паника. В переполненных храмах люди горячо взывали к помощи московских святых чудотворцев.

3. 18 октября, в день памяти святых, пошли небывалые для того времени снегопады. Мокрые снегопады сменялись дождями, неожиданные морозы — резкой оттепелью. Немцы вынуждены были остановиться  и простоять месяц. За это время подоспели силы с Дальнего Востока и Сибири. 4 декабря, в день Введения Богородицы во храм, немцы были отброшены на 150 км от Москвы.

4. Сохранились рассказы о чудесных явлениях Божией Матери на Курской дуге, в Сталинграде. Вот что рассказывал офицер о битве за Кёнигсберг. (25 слайд) «Наши войска уже совсем выдохлись. Вдруг видим: приехал командующий фронтом и с ним священники. Священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели, куда они идут? Их же всех перебьют. И вдруг стрельба с немецкой стороны прекратилась. Тогда наши войска начали штурм города. Как потом рассказывали пленные немцы, перед самым штурмом в небе появилась Божия Матерь, и у всех немцев отказало оружие. Тогда-то наши войска и взяли город».

5.  Константин Шевров был втайне от родителей крещен своей тёткой и священником Павлом. От неё же запомнил он пару молитв. О Боге вспомнил осенью 1942 г., войдя в горную речку на Кавказе. Только что у него на глазах  утонули в бурной реке четыре штурмовые группы, которым было поручено подорвать важный немецкий мост. Константин был командиром пятой. Входя в ледяную реку, лишь один из пятерых бойцов его группы — боец Сванидзе перекрестился и сказал что-то по-грузински. Видя это, и Константин стал взывать к Богородице. Трое солдат утонули, а им двоим  удалось доплыть до опоры моста и заминировать ее.

6. Под пулеметным огнем Сванидзе сказал: «C Богом!» — и ринулся обратно в реку. А у Константина не было сил плыть обратно. Он понимал, что мост скоро взорвётся и стал просить у Господа прощение за неверие и с миром принять его дух. Вдруг ему показалось, что рядом появился отец Павел и сказал: «Иди, Константин! Не бойся. Богородица защитит». Костя  шагнул в воду… Из всей группы спаслись двое: Константин и рядовой Илия Сванидзе.  

10. Сержант Сергей Мамонтов, участник битвы под Курском, вспоминал после войны: «Фашистский дот прижал нас к земле. Кругом убитые, головы не поднять. И вдруг ко мне в воронку вползает медсестра Вера со связкой гранат. Вижу: крестится и что-то шепчет. «Ты зачем здесь?» — спрашиваю я. «К доту ползу, хочу подавить его. Бог мне поможет!» За всю войну я даже мысленно не перекрестился, а тут девчонка ползет дот уничтожать да на Бога надеется

11.  Словно опалила меня Вера, перекрестился, взял у неё гранаты и с молитвами к Богородице, к Господу осторожно вылез из воронки. Заметили меня немцы, и застрочил пулемет. Но как ни старался пулеметчик,  пули упорно ложились то впереди меня, то сзади: вопреки всем жизненным и военным законам. Видя столь явное чудо, я усиленно молился. Вдруг из дота выскочил немец и бросил гранату, которая упала так близко, что я успел швырнуть ее обратно. Она – то и убила врага. А я вскочил, подбежал к открытой двери дота и бросил свою связку. Очнулся я на руках у Веры.
Учитель:
 В самые трудные времена Бог посылал на помощь людям героев. Кто такие герои?
Обучающиеся:
Смелые, сильные люди.
Учитель:
Но в отличие от  обычного смелого и сильного человека  герой чист сердцем. Он о себе не думает,  всю силу духа, свой ум отдает на служение своему народу. Откроем четвёртую страницу журнала и узнаем о героях этой войны.                                                                        

Четвёртая страница журнала «Герои войны». (3 группа обучающихся заранее готовит доклады)
Обучающиеся:
  1. Зоя Космодемьянская(26 слайд) Детство Зоя провела в селе Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области. В центре села красуется церковь иконы пресвятой Богородицы Знамение (27 слайд).  В этой церкви служил дед героини – священномученик Пётр Космодемьянский, убитый до войны злыми людьми. От деда к внучке передалась любовь к родной земле и русскому народу.         2.  Ко времени начала войны Зоя училась в московской школе. Когда враг стал подходить к Москве, она вступила в партизанский отряд. Полюбили в отряде Зою. Отважно переносила   она все тяготы опасной жизни. В селе Петрищево остановился фашистский отряд. Ночью Зоя проникла в Петрищево с боевым заданием. Но враги схватили юную партизанку и начали избивать.
3.
Они требовали, чтобы Зоя выдала своих товарищей и  сказала, кто послал ее на задание. «Не знаю», «Не скажу», — отвечала Зоя. В одной рубашке её несколько раз выгоняли на улицу и заставляли босой стоять на снегу.  Утром Зою повели на казнь, набросили петлю на шею.
4. И в это время прозвучал голос Зои: «Товарищи! Не бойтесь! Будьте смелее, бейте фашистов! Мне не страшно умирать. Это счастье — умереть за свой народ». (28 слайд) И чуть повернувшись, прокричала своим мучителям: «Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Все равно победа будет за нами!». Комендант подал рукой команду…Зое Космодемьянской поставлен памятник в центре города Тамбова. (29 слайд)
5.
  Виктор Мясницын  (30 слайд)— герой Советского Союза, наш односельчанин. В бою 25 января 1945 года при форсировании реки Одер требовалось немедленно открыть огонь по врагу. Радиосвязь отсутствовала. Виктору Александровичу была поставлена задача: переправиться на восточный берег и дать проволочную связь на западный берег.
6.
Переправы в это время не было. Под пулемётным огнём противника, бомбёжкой с воздуха, на подручных средствах, герой переправился на противоположный берег. Связь была восстановлена, благодаря чему, дивизия открыла огонь по врагу. (31 слайд)
7.
Дело по защите Отечества продолжает внук героя — священнослужитель иерей Максим. Он является духовным воином, служа приходским священником в селе Большая Липовица.      Учитель: Часто героями становились обычные люди. Послушайте отрывок из «Блокадной книги» и скажите, можно ли назвать героиней незнакомую женщину? «…Настоящей трагедией в блокадном Ленинграде была потеря карточек, на которые можно было взять маленькие кусочки хлеба. «Я крикнула так, что остановился трамвай», — вспоминает Анна Викторовна Кузьмина. Рука вернулась к карману, а там – ни кармана, ни карточек… Крик был такой, что остановился трамвай, подошла какая-то женщина, предложила ехать с нею. Она-то, незнакомая женщина из столовой, и подкормила четырнадцатилетнюю Аню, её сестренку и мать несколько критических дней какими-то остатками щей, какими-то крохами». (32 слайд)
Учитель:
Можно ли назвать эту женщину героиней?
Обучающиеся:
Да.
Учитель:
Почему, ведь она не была смелой и сильной?
Обучающиеся:
Делилась своей порцией, хотя сама была голодной. Она поступила по Божией заповеди: заботилась больше о других, чем о себе.
Учитель:
Александра Григорьевна Кузнецова во время войны разобрала свой дом для того, чтобы построить переправу, по которой прошли наши войска и техника. Докажите, что это был героический поступок.                                                                                                          Обучающиеся: Александра Григорьевна пожертвовала своим здоровьем и здоровьем своего сына для того, чтобы помочь нашей армии.

Учитель: Как вы думаете, влияет ли война на человека?

Обучающиеся: Да.

Учитель: Как?

Обучающиеся: Во время войны человек может измениться как в плохую, так и в хорошую сторону. Учитель: В каком случае в плохую?

Обучающиеся: Если будет делать безнравственные поступки безнаказанно, думая, что на каждом шагу подстерегает смерть или списывать всё происходящее на военное время.

Учитель: Будет ли так поступать настоящий христианин? Почему?

Обучающиеся: Нет, православный человек будет стараться поступать по заповедям Божиим, ведь он знает: кроме земного суда, есть еще Божий суд.

 Пятая страница журнала «Библейские законы войны».

Учитель: На протяжении тысячи лет в православном воинстве всё делалось с благословения Божия. Оружие освящалось не для меткой стрельбы, а чтобы солдат чувствовал ответственность за его правильное использование. Русский солдат всегда исполнял библейские законы войны. Главный из которых — милость к пленным. (33 слайд)  У Суворова это звучало так: «На войне в дома не забегать; с бабами не «воевать»; малолетков не трогать; врага вали на месте; безоружных и просящих пощады помилуй! Грех напрасно убить. Кто мститель – тот разбойник, а таким Бог не помощник». (34 слайд) Следуя этому, среди побед наши солдаты всегда являли великодушие к побеждённым: делились последним куском хлеба, усыновляли сирот-детей своего недавнего врага. Так было и в эту войну. Послушайте о том, как русский солдат, рискуя своей жизнью, спас немецкую девочку.

Обучающиеся:

1. Сержант Николай Масалов за несколько минут до начала яростной атаки на немецкие позиции, вдруг услышал, словно из-под земли, детский плач. Николай бросился к командиру: «Я знаю, как найти ребенка! Разрешите!». И спустя секунду рванул на поиски. Плач раздавался из-под моста.

2. Николай Иванович вспоминал: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. (35 слайд) У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать некогда. Я девочку в охапку, а она как заголосит! Я ее на ходу уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

3.  В этот момент Николай был ранен в ногу, но не бросил девочку, донес до своих…А через несколько дней в полку появился скульптор Вучетич, который сделал несколько набросков для своей будущей скульптуры, поставленной  после войны в Берлинском Трептов-парке.  (36 слайд) Меч был  не надуманный, а точная копия меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против немецких рыцарей — крестоносцев.

Учитель: Г. Рублёв, прославляя милосердие  наших солдат, написал стихотворение «Памятник».

Обучающийся:

Это было в мае на рассвете,
Грохотал у стен Рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
Детский рот перекосил испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг…

Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
платье
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,

Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

Учитель: Немецкому же солдату внушалась человеконенавистническая идея нацизма – превосходство одной расы над другими. Из памятки немецкому солдату: «У тебя нет сердца и нет нервов. На войне они не нужны. Истреби в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского и советского. Не останавливайся,  когда перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай». (37 слайд) И всё – таки милостивое отношение к побеждённому врагу согревало  ледяные сердца немцев. Послушайте воспоминание медсестры Зинаиды Корж: (38 слайд)                   «…Зимой 1945 года, под Будапештом. Втаскиваю раненого солдата в воронку, и вдруг скрежет какого-то железа. Поворачиваюсь, а это фашист, раненый в ноги, автомат на меня наставил. А у меня волосы из-под ушанки выбились, сумка через плечо и красный крест. Понял немец, что я девушка и жалобно смотрит на меня. Ждёт помощи. Я эти глаза и сейчас помню. Перевязываю своего, а немец кровью истекает. Ещё немного и умрёт. Я оставляю нашего и берусь за немца. Разрываю ему одежду, перевязываю, накладываю жгут и дальше нашего перевязываю. Немец говорит: «Гут, гут. Данке». Его силы покидают. «Гут…гут»,- только слово это повторяет. Когда пришла повозка, то погрузила обоих и повезла…»Вы сказали, человек может на войне измениться и в лучшую сторону. Что вы имели в виду?
Обучающиеся: Перед лицом смерти человек может уверовать в Бога. 

Учитель: Послушайте стихотворение, которое было найдено в кармане гимнастёрки погибшего русского солдата Александра Зайцева.
Обучающиеся:

1. Послушай, Бог…Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя,
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел,
На небо звёздное, что было надо мной.
2. Я понял вдруг, любуясь их мерцаньем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?
Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь.
Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А , кроме этого, мне нечего сказать.
3. Ещё хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая;
Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Тебе другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу, Боже мой,
Ты видишь, что со мной случилось,
Что ныне я прозрел?
Прощай, мой Бог!
Иду и вряд ли уж вернусь,
Как странно, что теперь я смерти не боюсь.

 Седьмая страница журнала «Итоги войны».

Учитель:В начале войны митрополит Сергий произнёс пророческие слова: «Да послужит наступающая военная гроза к оздоровлению нашей духовной атмосферы». Почему они оказались пророческими?

Обучающиеся:

  • война сорвала планы «безбожной» пятилетки, отношения с Церковью стали более терпимыми (90 священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда»,  «За оборону Москвы», несколько десятков – медалью «Партизану Великой Отечественной войны»;
  •  на мировую арену страна вышла как освободительница от фашистской чумы, борьба за мир в послевоенное время стала главным делом внешней политики;
  • стали соединяться с русской православной Церковью в Москве русские приходы за границей. (39, 40 слайды)

Учитель: Все важные события войны происходили в дни православных праздников. Открыв последнюю страницу журнала, мы  ещё раз убедимся в этом.

 Восьмая страница журнала «Торжество православия».

  • Пасха в 1945 году совпала с днём памяти великомученика Георгия 6 мая. (41 слайд)
  • 9 мая – на светлой седмице – закончилась война. Весь православный люд советской страны ликовал: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (42-45 слайды)
  • Парад Победы был назначен на 24 июня – День Святой Троицы. (46-47 слайды)

4. Заключение.

Учитель: Принесите фотографии своих родственников, участников войны. Мы подготовим для ветеранов презентацию «Никто не забыт, ничто не забыто!» и праздничный концерт. Занятие закончено. Благодарю всех (48 слайд)

Литература

  1. «Твоя история», учебник-хрестоматия. Авторы-составители Н. Я. Чутко, Л.Е. Родионова.-М.: ФНМЦ им. Л. В. Занкова; Обнинск: издательство «Духовное возрождение», 1996.-264с.,ил.
  2. Подросткам о Великой Отечественной войне «Оружие Победы», издание второе, Минск. Белорусский Экзархат. 2005.
  3. Ты осталась в народе живая – Книга о Зое Космодемьянской/(Сост.: В. Т. Дорожкина, И. И. Овсянников)-Тамбов, ОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2003, 180с.
  4. Дети военной поры/Сост. Э. Максимова.-2-е изд., доп.-М.6 Политиздат, 1988.-320с.
  5. Алексеев С. П. «Ради жизни на земле» —  История Отечества —  Рассказы для детей.- М.: Педагогика, 1990.-272 с.: ил.
  6. «Будем как дети». Б.А. Ганаго, 2005.
  7. «О промысле Божием», Б.А. Ганаго, 2005.
  8. Газета «Воскресная школа», апрель, 2000г.

Отвага и честь/Ил.М. Черепановой.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.-96 с.- (России верные сыны).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: