«Как рубашка в поле выросла»

(Интегрированное мероприятие по технологии, музыке и литературе)

Авторы: педагоги МОУ Лицей г.Уварово(учитель музыки Сторожева Г.Б., учитель технологии Кудрявцева Е.В., учитель русского языка и литературы Панина Ю.И.)

Цели и задачи:

познакомить учащихся со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, обычаями и культурой русского народа;

— воспитывать у учащихся уважение к русской культуре;

— сохранить живое наследие  народа, сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения;

— воспитывать чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.

Оформление сцены:

На переднем плане – русская изба (в избе —  ткацкий станок, прялки, скамейки для девушек, стол, на котором самовар, икона в переднем углу, на полу — самотканые дорожки)

На заднем плане – поле (с одной стороны), речка (с другой стороны)

Снопы изо льна или конопли. Народные мужские и женские костюмы.

Учитель 1: Народные художественные промыслы и ремесла занимают видное место в культуре России. В старину в деревнях и городах люди сами изготавливали необходимые им в быту вещи – домашнюю утварь, орудия труда, одежду, — строили и украшали свои жилища.

Учитель 2: С незапамятных времен начал человек одеваться, украшаться, творить многоликий мир костюма. Отчасти это отражено в фольклоре, многочисленных пословицах, поговорках, народных песнях. Они рождались в разные эпохи, в разных уголках земного шара. «Одежда делает человека» — вот старинная французская пословица.

«Если красота – десять частей, то девять из них – одежда»,- считают азербайджанцы.

«Жилище украшает утварь, а человека – одежда,- уверяли узбеки. И как не вспомнить, что встарь наши предки утверждали: «По одежке встречают…», добавляя: «По уму провожают». Конечно, встречают человека и по одежке, по костюму, о котором  мы узнаем сегодня больше, чем знали до сих пор, и при желании узнаем еще больше.

Учитель: В России не принято ходить в национальной одежде. Ее  можно увидеть только в музее, на картинке или во время выступления фольклорных ансамблей. Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи. Мы не должны забывать  о своем культурном прошлом, о наших памятниках старины. Для этого мы и собрались здесь сегодня, и будем разговаривать о русской национальной одежде. На Тамбовщине ткани для одежды изготавливали изо льна и конопли.

Ведущий 1: Русская народная одежда, особенно женская, сочетает в себе практичность и красоту, искусство ткачества, кроя, вышивки, аппликации.

Ведущий 2: Женская крестьянская одежда подразделялась на будничную, рабочую, праздничную, обрядовую, имела социальные и возрастные отличия.

Ведущий 1: Женская крестьянская одежда Тамбовской губернии 19-го, начала 20-го веков состояла из домотканой рубахи, поневы, передника, пояса и различных шейных украшений.

(Демонстрируется одежда)

Чтец 1: Основным элементом женской одежды являлась рубаха. Для повседневного ношения рубахи шились из льняного или конопляного белого или пестрядинного холста длиной почти до пят. Повседневные рубахи украшались несложным орнаментом в виде геометрических узоров на вороте, подоле и крае рукава.

Чтец 1а: Праздничные рубахи шились из более тонких холстов. Праздничные рубахи имели сложный  орнамент в виде полос по верхней части рубахи и почти всему рукаву. Шились рубахи из четырех полотнищ. Рукава были длинные, суженные к запястью.  Украшали рубахи вышивкой и красно узорным  тканьем, нашивками из полосок  кумачовой ткани, лент. Подолы рубахи украшали тканым узором.

Чтец 2: Для замужней женщины обязательным элементом одежды являлась понева – домотканая юбка из шерстяной ткани, чаще клетчатой. В день совершеннолетия, на именины девушки или на праздник  на нее в присутствии всех родных подруги надевали поневу. Девушку, надевшую поневу, можно было сватать и собирать приданое.

Чтец 2а: Деревенская мода всегда соответствовала  укладу крестьянской жизни. Телесная полнота означала для крестьянской девушки здоровье, а здоровье – это дети и работа до седьмого пота. Поэтому девушки на выданье надевали в праздники по нескольку юбок, чтобы казаться  толще – полнота для них была все равно, что красота. Полным хватало двух – трех юбок, а худые надевали на себя по четыре – пять юбок.

Чтец 2б: Деревенские портнихи были очень изобретательны в отделке понев. Они додумались даже до «плиссированных» понев: сшитую юбку складывали по клеткам («глазкам») и, перевязав веревкой, клали  под горячий деревенский каравай. Складки долго не расходились. Праздничные поневы женщин до рождения ребенка украшались вышивкой и лентами, бахромой из шелковых нитей и различными блестками. Поневы пожилых  женщин были почти без украшений, темного цвета (демонстрируется юбка)

Чтец 3: Сарафан был девичьей одеждой. Носили косоклинный распашной и прямой на лямках, состоящих из нескольких полотнищ, собранных под кокетку. Украшали сарафан красным кантом по подолу, кокетке.

(девушки в сарафанах поют хороводную песню)

Чтец 4: Женщины носили разнообразные передники – поверх рубахи или сарафана. Шили передники туникообразные или с колодочкой. Передники не только защищали от загрязнений, но и выполняли декоративную роль и поэтому обильно украшались нашивками, вышивкой, лентами, бахромой.

Чтец 5: Дополняли одежду для женщин пояса и кушаки. Пояса были плетеные и тканые. Кушаки с узором в полоску (сочетался красный цвет с белым, зеленым, синим, желтым). Бусы, шейные украшения из бисера носили к праздничной одежде в соответствии с возрастом и традициями.

К верхней женской одежде относились: полушубок, зипун, свита, тулуп.

Завершал женский костюм головной убор, который подчеркивал семейное положение.

Чтец 6: Праздничным девичьим нарядом был кокошник – твердый головной убор с высоким передом, покрытым золотым галуном. Кокошник украшали блестками или бисером, по краю – узким  черным кантом из бархата. Затылок прикрывали позатыльником из холста и также украшенным блестками, бисером, разноцветными лентами.

Чтец 7: Девичьим головным убором была повязка, сшитая из ткани или золотого галуна шириной 2 -14 сантиметров и имеющая твердое основание. Украшались повязки разноцветными лентами, блестками, бисером. В некоторых уездах Тамбовской губернии женщины носили головной убор – сороки, который состоял из налобной части, чехла и позатыленя. К концу 19 –го века  носили фабричные платки.

Чтец 8: На ноги женщины обували в будни лапти, сплетенные из липового лыка косым плетением и прикрепленные оборотами, а в праздники – лапти особого плетения («писаные») и в некоторых местах – «черевики» (кожаную обувь.)

Чтец 9: Красота русской женщины запечатлена  в былинах, сказаниях, народных песнях, литературных произведениях.

Ходит плавно – будто лебедушка,

Смотрит сладко – как голубушка,

Молвит слово – соловей поет,

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием.

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут извиваются.

Песня «Сапожки русские»

Чтец10: Народные наблюдения над жизнью заключены и в частушках. Веселые, напевные и лирические, они дают нам представление и о крестьянском быте, в котором одно из главных мест занимала одежда. (Девушки в русских народных костюмах исполняют частушки).

Как я Ваню подпояшу                                      Наши девы – молодицы,

Черной бархатиночкой,                                        На все руки мастерицы:

Как я Ваню поцелую,                                            Вяжут, шьют, прядут и ткут

Назову картиночкой.                                            И умело дом ведут.

Ах, мое приданое

Ой, лапти мои,                                                       Крепкое, не рваное —

Лапоточки мои,                                                     Вышивала я узор

Вы работали, пахали,                                           На свой свадебный убор.

Танцевать сюда попали.

В сундуке моем добро

Ты расти, расти, коса,                                           Бережно хранится.

До шелкова пояса,                                                Когда времечко придет,

Как ты вырастешь, коса,                                       Дочке пригодится.

Будешь городу краса.

Старый бабушкин сундук…

Куплю ситцу штуку целу,                                    Тайны жизни в нем живут,

Ленту алую для кос,                                             Наша женская судьба

Поясок, рубаху белу                                            Место в нем свое нашла.

Подпоясать в сенокос.

Чтец 11. Мужская одежда была довольно однообразной и состояла из повседневной и праздничной рубахи и штанов (портов). Шилась мужская одежда тоже из домотканых материалов: холста, пестряди, сукна, набойки. К концу 19-го века использовались фабричные материалы: ситец, плис, кумач, шерстяные ткани.

Чтец 12. Рубахи носили туникообразного покроя, косоворотку с разрезом на левой стороне груди, с прямыми рукавами. Ворот на шее был узкой обшивкой из холста или другой ткани и застегивался на пуговицу. Рубаха шилась с «подоплекой» из грубого холста «углом» до середины спины и середины груди. Подол праздничной рубахи, края рукавов, ворот украшали вышивкой, узорным тканьем, блестками. Носили рубахи чаще навыпуск, подпоясывали плетеными поясами, кушаками.

Чтец 13. Штаны (порты) шили старорусским покроем из холста, пестряди, набойки. Порты у пояса собирались на шнурок или веревку – гашник. Длина штанов доходила до щиколотки. Праздничные штаны шили из плиса или домотканой шерстяной ткани, покроем похожим на современные брюки.

Чтец 14. В весенне-осенний период мужчины поверх рубахи носили кафтаны, сшитые из шерстяной крашенины, а также жилеты и зипуны. Зимой мужчины ходили в овчинных полушубках длиной до колен и тулупах колокообразной формы с меховым воротником и длинными рукавами. Верхняя одежда подпоясывалась шерстяным домотканым кушаком.

Головным мужским убором была белая или серая войлочная или поярковая шляпа с маленькими полями. Широкое распространение  к 20-му веку получил картуз, а зимой носили ушанку.

Чтец:15 Мужской обувью были лапти, одеваемые поверх онучей, (тканых из конопляной пряжи или сшитых из домотканого сукна) и закрепленных оборами. Кое-где праздничной обувью были сапоги с подковами и  широкими голенищами. Зимой мужчины носили валенки.

Ведущий: Вот в такие наряды одевались наши предки. Русский костюм был удобным для любой работы, и для отдыха.

Ведущий: Каждая русская крестьянская семья полностью изготавливала для себя одежду, начиная от заготовки сырья и до пошива. Трудовое воспитание детей начиналось лет с семи. В десять лет девочки уже пряли, ткали и начинали заниматься другим рукоделием. Мальчики с пяти лет умели ухаживать за животными, а к десяти годам — обучались бондарству и кузнечному делу.

Театрализованное представление

(Выходит отец, разбрасывает  зерна по полю, увидела Таня, как отец ее горстями разбрасывал маленькие блестящие зерна, и  спрашивает)

Таня: Что ты, тятя, делаешь? Какие ты маленькие, блестящие зерна разбрасываешь?

Отец: А вот сею ленок, дочка. Вырастет рубашка тебе и Васютке.

Таня: Никогда я не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Отец: Не сразу вырастет рубашка, подождать придется. Земля у нас хорошая, черноземная. Значит и лен взойдет дружно. Эх, славная у нас земелюшка! Все на ней родится!

(звучит песня «Земелюшка-чернозем»)

Таня: Ой, сестрички, гляньте! Полоска покрылась зеленою шелковистою травкой. А ведь прошло всего две недели, как тятенька зернышки разбрасывал. Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка! Зелененькая!

Мать: Наталья, Марья, Танюша! Пойдемте полоску полоть! (девочки с матерью наклоняются, выдергивают сорняк) Ленок наш полоть ещё раза два придется, чтобы сорняк не мешал расти ему.  Хороший у нас ленок вырастет! Славная у тебя рубашечка будет, Таня!

Звучит песня «Конопелька»

Таня: Прошло несколько недель: травка на полоске поднялась, а на ней показались голубые цветочки, у братца Васи такие глазки, но рубашечек таких я ни на ком не видала.

Мать: Пройдет немного времени, и цветочки опадут, а на их месте покажутся зеленые головки. Когда головки забуреют и подсохнут, мы с вами повыдергаем весь лен с корнем, навяжем снопиков и поставим их на поле просохнуть. А пока беги, гуляй!

(песня «Погуляй- ка ты, Наташенька…»)

(Затем мать с Таней и Наташей изображают, что выдергивают лен, навязывают снопики и ставят их)

Мать: Гляньте, лен какой хороший уродился! Подсох уже хорошо! Дергайте его с корнем!

А теперь давайте снопы вязать. Навязали?  Ставьте, пусть еще просохнет.

(уходят к дому)

Мать (говорит отцу): Степан, лен просох. Привезти его надо да потопить в речке.

Таня: Жалко очень, что мою рубашку топить будут.

Мать: Так надо дочка, славная у тебя, Таня, рубашечка будет! Беги, поиграй!

Песня про лен

Мать: Идите, дочки сюда, помогать будете! Отец лен привез и обмолотил. Теперь опустим его в речку и наложим сверху камней, чтоб он не всплыл.

(звучит песня «Пошли девки на работу»)

Таня: Мама, рубашка-то скоро будет?

Мать: Две недели уж прошло. Вынули лен из речки, просушили и стали мять доской на гумне. Потом колотили трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.

Таня: Ой, мама, жалко-то мне его как!

Мать: Это еще не все!

(Звучит музыка девушки рассаживаются за прялками, прядут )

Ведущий 2: Вечером, когда окончены работы в поле и огороде, прибрано домашнее хозяйство, собирались парни и девушки в крестьянской избе на посиделки и «себя показать, да людей поглядеть».

Ведущий 1: Жизнь простых людей всегда была тяжелой, а выживать помогали шутки, прибаутки, смешные истории, меткие высказывания, сказки.

(песня «Пряха»)

Мать: Вытрепавши лен, станем чесать железным гребнем, пока он не станет мягким и шелковистым.

Таня: Где же тут рубашка? Лен стал похож на волосики братца Васи, а не на рубашку.

Мать: Подожди, дочка, скоро будем нитки прясть.

(девушки и парни за рукоделием общаются)

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег.

— Можно зашить.

— Да иглы нет.

— Да велика ли дыра-то?

— Один ворот остался.

(Звучат плясовые наигрыши)

Эй, ребята, в бубны бейте!

Вы ладоши не жалейте.

Поиграйте на гармошке,

Постучите нам на ложках,

Поиграйте от души,

Чтобы ноги в пляс пошли.

Девушка:

Эй, подруженьки-подружки,

Веселушки-хохотушки!

Эй, ребята-молодцы

Озорные удальцы!

Выходите поплясать.

Свои ножки поразмять!

(Девушки и парни, отложив рукоделие, пускаются в пляс с частушками).

Пойду плясать,-              Телегу продам,

Дома нечего кусать:           Лошаденку продам,

Сухари да корки-              Гармонь куплю

На ногах опорки.               Плясать пойду.

У меня калоши есть,            -Я сидела на окошке,

Берегу их к лету.                 Ехал Ванечка на кошке,

А по совести сказать-          Стал к окошку подъезжать.

У меня их нету.                    Не мог кошку удержать.

Мать: Как бы за пляской, да про работу не забыли! А нет, не забыли, вон, сколько пряжи напряли!

Таня: Это все нитки, а где же рубашка?

Мать: Еще подожди, Таня. Пройдет зима, весна и лето – настанет опять осень. Вот тогда из этих ниток буду ткать холст.

(звучит музыка, мать садится за станок)

Мать: Смотри-ка, Таня, как забегал челнок между нитками.

Таня: Я и сама вижу, как из ниток выходит холст.

Мать:

Кружится много веретен,

Мотаю нитки пряжи.

А мой станок словно включен

И нитками заряжен.

Что надо делать мне самой

Станок напоминает!

И мой челнок — кораблик мой-

Туда- сюда летает!

Спасибо ткацкому станку!

Он очень мне поможет.

Ленок я тку, тку коноплю,

Холст для рубашек тоже!

Мать:

Холст готов, теперь его надо на морозе морозить, по снегу расстилать.

(Берут холст и расстилают, бьют по нему, будто снег стряхивают)

Таня: А когда ж рубашка, матушка?

Мать: Смотри, Таня, сделался холст из серого белым. Теперь из холста накрою рубашек и тебе и братцу Васе.

Таня: Сестрички мои дорогие, принимайтесь за работу.

Сестрица Наталья:

Матушка кроит, а мы быстро рубашки сошьем. Скоро будут готовы.

(мать кроит, а дочери шьют)

Сестрица Марьюшка: Иди, Таня, сюда и Васютку веди с собой! Давайте рубашки надевать! Уж очень они хорошие получились! (надевают рубашки)

Таня: Вот, оказывается, из чего рубашка сшита! Теперь я знаю, зачем отец в поле ленок разбрасывал?! Чтобы рубашка выросла!

Русский танец

Ведущий 1.

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Ведущий 2.

Вы в гостях у нас. Традиций не нарушим.

С вами мы чайку сейчас попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

Ведущий 1:

Рады всех вас угостить,

Вволю чаем напоить!

Ведущий 2: Гости дорогие, просим всех отведать наше угощение!

Заключительное слово учителя: От того, как относимся мы к родной старине, зависит быть или не быть отечественной культуре. Многое забыто, утеряно. Давайте же собирать  по крохам то, что уцелело. Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живете, пуще глаза берегите  любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша богаты трудом  да любовью!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: