Рабочая программа по курсу «Литературный Тамбов»

Ульева Е.Н., учитель начальных классов МОУ СОШ №33 г.Тамбова

Программа обеспечена учебником-хрестоматией «Тамбовские писатели – детям» Тамбов: Юлис, 2007, составитель Г.М.Первова и методическими рекомендациями к урокам по книге «Тамбовские писатели – детям», автор Г.М.Первова – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт примерное распределение учебных часов по курсу и рекомендует последовательность изучения тем и материала с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Структура документа.

Примерная программа включает два  раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по классам.

Общая характеристика учебного предмета.

«Литературный Тамбов» входит в общеобразовательную область «Краеведение».

Цели обучения:

  • помочь детям узнать писателей родного края;
  • начать знакомство с произведениями писателей родного края;
  • вызвать интерес к дальнейшему изучению творчества талантливых земляков;
  • совершенствование техники чтения и приёмов понимания текста;
  • совершенствование приёмов литературоведческого анализа текста;
  • развитие речи, развитие творческих способностей учащихся;
  • введение детей через художественные произведения в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.
Место предмета «Литературный Тамбов» в базисном учебном плане

«Литературный Тамбов»  изучается за счёт часов вариативной части базисного учебного плана в количестве одного часа в неделю во 2-4 классах и в качестве модуля учебного предмета «Литературное чтение» в первом классе.

Общая характеристика учебного предмета «Литературный Тамбов»

В хрестоматию отобраны произведения авторов, в творчестве которых есть «детская страница»: их стихи и проза доступны начинающим читателям и несут в себе достойный нравственно-эстетический потенциал.

Начинать занятия литературным краеведением лучше с первого класса. Среди первых прочитанных учащимися книг должны быть и книги наших талантливых земляков, которые знакомят детей с родной природой, с людьми тамбовского края, с военным прошлым и мирным настоящим временем. В хрестоматию собраны рассказы о детях, об окружающем ребёнка мире, о Великой Отечественной войне, о сложных человеческих отношениях. В книге есть и наиболее любимые детьми жанры: сказки, загадки, считалки. Программа будет способствовать и стиховому воспитанию младших школьников, поскольку половину книги составляют поэтические произведения.

Педагогический замысел пособия определяется теми же подходами, принципами и методами, которые учитель традиционно реализует на уроках классного и внеклассного чтения. Это литературоведческий подход к изучению материала, монографический принцип структурирования уроков, методы чтения-рассматривания книг, чтения-общения и творческого исследования текста.

В первом классе изучение темы «Писатели родного края» начинается с произведений А.М.Акулинина. Главным критерием отбора произведений А.М.Акулинина, для только что научившихся читать, стала близость  тематики чтения детям этого возраста:  у писателя есть «школьная страница» детства, картинки из жизни первоклассников. Он воспроизводит детскую речь, которая часто сливается с речью повествователя.

Для 1-2 классов отобраны произведения Т.Л.Курбатовой и Г.А.Попова, которые создавались специально для детей. В них реализован педагогический критерий доступности произведения детскому восприятию.

В 3-4 классах обучения чтению литературы младшие школьники в основном самостоятельно осваивают тему «Писатели родного края». Им по силам и интересам оказываются как художественные тексты, так и очерки творчества, помещённые   в хрестоматию. На урок литературного краеведения учащиеся 3-4 классов приходят с уже прочитанными заранее произведениями, чтобы в совместной работе с учителем на уроке углубить  возникшие в самостоятельной работе читательские впечатления.

Для чтения в 3-4 классах отобраны и те авторы, которые специально для детей произведений не создавали, в отличие от 1-2 классов, где читались тексты детской литературы. Произведения общей литературы требуют комментируемого чтения, усиленной словарной работы (со сносками, по словарям), эвристической беседы. Решающее значение на этом этапе имеет умение учащихся рассуждать, цитировать, строить полные связные ответы – отзывы по прочитанным произведениям.

Уроки по творчеству тамбовских писателей носят обучающий характер, имеют цель мотивировать детей на поиски в библиотеках книг названных авторов и других писателей-земляков.

Читать далее …

Реклама

One response to “Рабочая программа по курсу «Литературный Тамбов»

  1. Виктор 16.09.2014 в 10:50

    Леоновым Виктором Сергеевичем в 2013 году написана и издана книга «Времена и Люди. Исторические вехи села Беломестная Криуша». Книга повествует о 200-летней истории указанного села, событиях и людях в разные времена и на разных этапах вплоть до наших дней.
    В 2014 году Леоновым Виктором Сергеевичем написана и издана книга «Тамбов в процессах страны (некоторые штрихи событий до, и после запрета КПСС). В книге повествуется о реальных событиях в Тамбове в русле общегосударственных процессов от середины 1980-х годов и по настоящее время. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ ЛИЦАМ МОЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К АВТОРУ УКАЗАННЫХ КНИГ НА САЙТ В ОДНОКЛАССНИКАХ RU В ГРУППЕ «СЕЛО БЕЛОМЕСТНАЯ кРИУША — НАША МАЛАЯ РОДИНА»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: