Край, в котором мы живём

Классный час

Рыжкова Ирина Александровна
учитель начальных классов,
МОУ гимназия №12,
г. Тамбов

Презентация к классному часу

Тема. «Край, в котором мы живём»
Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к малой Родине.

Задачи:

  • формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;
  • создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
  • развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

Оборудование: физическая карта России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; с пейзажами России; запись песни «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме классного часа.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вступительная беседа

Звучит песня «С чего начинается Родина?».

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
Ответы учащихся.
– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
Ответы учащихся.

2. Сообщение темы классного часа

– В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
«Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.»
(Ю. Яковлев)
Сегодня мы начнем разговор о нашей Родине, о нашей малой Родине – Тамбовщине. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего.
А как называется наша Родина?
3. Наша Родина – Россия.
Ответы учащихся.
– Наша Родина – Россия. Посмотрите на карту.
(Физическая карта России.)
– Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
Ответы учащихся.
– Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – ее зеленый наряд – леса.
Учитель показывает фотографии Москвы, пейзажей русской природы, а в это время учащийся читает наизусть стихотворение С. Васильева «Россия».

…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»!

– Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
Ответы учащихся.
– По данным последней переписи населения население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать одним словом?
Ответы учащихся.
– Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

4. Тамбовский край.
— Как называется край, в котором мы живём?

— На карте России Тамбовщина расположена в самом центре её европейской части и по своим контурам напоминает сердце. Она и впрямь, словно трепетное сердце страны, всегда жила и живёт её радостями и болями, успехами и заботами.  С четырёх сторон область окружают российские земли, а над пятой, как сказал поэт, — Млечный Путь.
Тамбовщина… Щедра и добра её земля, чудесна в своей неброской красоте ее природа. Неповторимая прелесть нашего края вдохновила трепетные сердца многих поэтов и прозаиков, композиторов и художников на создание прекрасных произведений, радующих людей уже многие десятилетия.
Есть, конечно, в необъятной России места с более яркой природой, благоустроенными городами, многоводными реками и озёрами. Но для тамбовцев нет родней и ближе своей малой родины.
Эти чувства хорошо и образно выразила поэтесса Валентина Дорожкина:

Есть губернии краше,
Богаче, красивей,
Но Тамбовщина наша –
В самом сердце России…

— Давайте вспомним историю нашего края, чем богата Тамбовская земля.

Слайд №1. В первое время своего существования Тамбов действительно защищал южные владения Московского государства от набегов кочевников, но, когда укрепленная черта отодвинута была далее на юг, — превратился в мирный пункт.

Слайд №2. В 1781 году утверждается герб города Тамбова — улей и три пчелы на лазоревом фоне как символ трудолюбия и бортного промысла (пчеловодства), которым с давних пор занимались жители Тамбовского края.

Слайд №4. Перед Октябрьской революцией самыми крупными предприятиями Тамбова были железнодорожные мастерские (800 рабочих) и свечной завод (85 рабочих). Кроме них имелось еще порядка 30 мелких полукустарных заводиков.

Слайд №5. В Тамбове расположены крупные предприятия химической промышленности («Пигмент»). Действуют предприятия швейной, обувной, пищевой промышленности. В Тамбове расположен ряд научных и проектных учреждении: ВНИИРТМАШ, «Синтез», ВИИТИиН и др. В Тамбове размещаются Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбовский государственный технический университет, Музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, Высшее военное авиационно-инженерное училище связи, драм театр, театр кукол, ГУ «Тамбовконцерт», Тамбовский областной краеведческий музей, Дом-музей Г. В. Чичерина, Тамбовская областная картинная галерея.

Слайд №6. По правобережью реки, почти от истока, тянутся дубравы, березняки, ольшаники, осины, ивы. Здесь располагается знаменитый Цнинский бор площадью 2 500 квадратных километров.
Значительные участки поймы Цны заняты пастбищами, се­нокосными угодьями и торфяными болотами. Почти повсеместно встречаются заросли камыша, тростника, рогоза, водорослей. Местами пойма реки используется под пруды рыбхозов.

Слайд № 7. Лесной фонд Тамбовской области разнообразен по породному составу. К основным лесообразующим породам относятся сосна, дуб, береза, осина, ольха черная. В лесном фонде России площадь земель, покрытая насаждениями этих пород, составляет почти 293,2 тыс. га, или 96,7% всей покрытой лесной растительностью площади.

Слайд №8. В лесах области обитает более сорока видов млекопитающих, но встречи с подавляющим большинством этих животных носят случайный характер. Это объясняется скрытым образом жизни зверей, их преимущественно ночной активностью и осторожностью поведения.
Среди насекомоядных нередок обыкновенный еж, предпочитающий селиться по опушкам, в глубине лесных массивов встречи с ним более редки.
Отряд хищных представлен широко распространенными видами. Волк в настоящее время самый крупный представитель отряда на Тамбовщине.
В нашей зоне распространена лисица обыкновенная, независимо от общей окраски, она всегда хорошо отличается от других зверей белым кончиком хвоста и черной тыльной стороной ушей.
Встречаются енотовидная собака,  лесная куница, заяц-беляк, обыкновенная белка, речной бобр, дикая свинья, или кабан, лось.

Слайд №9. Г. Р. Державин известен как поэт и государственный деятель. На основании архивных источников, лучшая эпоха жизни Державина – это его тамбовское губернаторство. Державин был самым неутомимым и просвещённым администратором своего времени.

Слайд №10. В разные годы здесь жили: создатель лампы накаливания А.Н. Лодыгин , нарком иностранных дел Г.В. Чичерин , один из создателей образа Козьмы Пруткова поэт A.M. Жемчужников, философ, историк, правовед Б.Н. Чичерин, архитектор В.А. Щуко, кинорежиссёр Л.В. Кулешов, композиторы В.И. Агапкин и И.А. Шатров, скрипач Ю.М. Реентович, врач и церковный деятель В.Ф. Войно-Ясенецкий (Лука).

Слайд №11. Тамбовский край… Край необозримых хлебных полей и лесных массивов,
безграничных степных просторов, зелёных балок и речных долин с   цепочками селений, прямых, как стрела, шоссейных магистралей,   торопливо бегущих вдоль высоковольтных линий. Неяркие и неброские   ландшафты края таят в себе скромную, неповторимую красоту и поэтому   особенно любимы русскими людьми: они вдохновляли поэтов и
художников на создание замечательных произведений литературы и  искусства, они остаются в сознании людей, родившихся и выросших   здесь, как символы нашей малой родины.

Ученик читает стихотворение “Край мой Тамбовский”.

Край мой Тамбовский, смолистые сосны,
Край мой отцовский, юные вёсны…
Где я не буду, сколько б ни прожил,
Я не забуду край свой хороший.
Воздух тамбовский, светлые реки…
С краем отцовским связан навеки.
Равнина, среднерусская равнина.
Просторна, солнцем вся освещена. (И. Шамов)

5. Итоги. Рефлексия.

Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.

  • Как называется наша страна?
  • Как называются люди, живущие в нашей стране?
  • Какой город является столицей России?
  • Как называется край, в котором мы живём?
  • Что вы узнали о  Тамбовщине?

Ответы учащихся.
– Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.
Учащийся читает стихотворение А. Прокофьева.

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: