Внеклассное мероприятие по литературе «Тарханы… Дорога к дому» 6 класс

Банникова Е.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №22 г. Тамбова

Цель:

  • сформировать представление о  жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; раскрыть значение малой родины в  судьбе поэта;
  • развить творческие способности учащихся;
  • воспитать интерес к литературе

Ведущий: Уважаемые гости! Приглашаем вас на заочную экскурсию в Тарханы. Музей — заповедник Лермонтова «Тарханы» находится в 100 км от Пензы. Это бывшая усадьба бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Здесь поэт вырос, здесь прошли его лучшие годы. Это было самое дорогое сердцу поэта место на земле.

Рассказ экскурсоводов.

1)   Весной 1815 года Лермонтовы с сыном и Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, матерью Марии Михайловны, переехали из Москвы в село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. Тарханы принадлежали Е. А. Арсеньевой, так как куплены, были в 1794 году на деньги из ее приданого.

2)   Это было большое, протяженностью в 2 версты, село, разделенное на 2 части оврагом и большим прудом. Дома крестьян стояли по сторонам единственной улицы. Вьется в полях и рощах речка Милорайка; от барского дома по склону холма спускается сад с густо заросшими аллеями, внизу поблескивает на солнце пруд. За ним — крыши крестьянских изб, поля.

3)   Парк огромен, он занимает более 70 гектаров. В нем есть дубовая роща, огромные старые сосны, беседки, четыре пруда. Здесь, в Тарханах, встретится с родной русской природой пробудившееся сознание темноглазого мальчика — будущего поэта.

4)   Е. А. Арсеньева дала отцу Лермонтова Юрию Петровичу письменное обязательство выплатить ему 25 тыс. рублей в течение года, если он оставит сына у нее до его совершеннолетия. Ю. П. Ничего не оставалось, как согласиться, у него не было достаточных средств, чтобы воспитать сына так. Как это могла богатая Арсеньева, — тульское имение Ю. П. Кропотово почти не приносило дохода. В этом году в Тарханах началась та семейная трагедия, которая наложила отпечаток на всю жизнь поэта и отразилась во многих его произведениях.

5)   В возрасте около 22 лет скончалась от чахотки мать Лермонтова. Е. А. Арсеньева духовное завещание, в котором все свое имущество завещала внуку Михаилу, однако с условием, что его воспитание будет полностью зависеть от нее.

6)   Некоторое время Лермонтов с бабушкой живет в Пензе. Е. А. Приказала разобрать господский дом в Тарханах и построить невдалеке от этого места новый: так она стремилась разрушить свое тяжкое и беспокойное прошлое — в старой усадьбе в 1810 г. покончил с собой ее муж, Михаил Васильевич Арсеньев, там же страдала и скончалась ее дочь. С 1818 года Лермонтов снова живет в Тарханах.

1)У Лермонтова несколько комнаток в мезонине. В спальне — израсцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресло, стены тоже желтые, так что в солнечный день детская светилась, как фонарик. Окна выходили в сад. За садом круто вверх уходило поле, и за ним синел лес.

2)Пол в детской был покрыт сукном — Миша рисовал на нем цветными мелками. Иногда в Тарханах жило до 10 мальчиков и девочек — близких и дальних родственников. Дети играли в войну, причем солдаты — дворовые и сельские мальчишки были одеты в подобие военной формы. Занимались гимнастикой. Учились ездить верхом. Зимой шумно катались с ледяных гор. На святках в дом Арсеньевой являлись ряженые крестьяне — целый народный театр.

Театрализованное представление «Святки в Тарханах»

Ряженые с шумовыми инструментами со звездой и месяцем веселой цепочкой обегают помещение, останавливаются, кричат: «Коляда! Коляда!»

Каждая реплика обыгрывается.

1.Коляда! Коляда! Пришла коляда накануне Рождества.

2.Мы ходили, мы искали Коляду по всем дворам, по проулочкам.

3. Нашли Коляду у петрова-то двора. Петров-то двор — железный тын.

4.Среди двора три терема стоят:

В первом терему — светел месяц,

В другом терему — красно солнце,

В третьем терему — часты звезды.

5.Светел месяц — Михаил, сударь, свет Юрьевич,

Красно солнце — Елизавета Алексеевна,

Часты звезды — мы, гости их.

6. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, На долгие века, на многие лета!

7. Коляда, Коляда! Отпирай ворота! Не отворишь ворота — подавай пирога. Дайте коровку, мазану головку,

8. Уж ты ласточка, ты касаточка, Ты не вей гнезда в чистом полюшке, Ты завей гнездо у Михаила на дворе! 9.Ты дай ему Бог полтораста коров, Девяносто быков.

Быки на реку идут, все помыкивают,

А с реки идут, все поиграют.

(Коза: вывороченный тулуп, лицо измазано сажей, на голове шапка с рогами из соломы.)

10.А Антон козу ведет,

Антонова коза нейдет,

А он ее подгоняет,

А она хвостик поднимает;

Он ее вожками,

Она его рожками.

11. Где коза ходит, там жито родит.

Где коза хвостом, там жито кустом.

Где коза ногою, там жито копною.

Где коза рогом, там жито стогом!

Козу заставляют кланяться хозяевам, она нечаянно падает, ряженые просят угощенья:

1.    Решето овса,

2.    Наверх — колбаса,

3.   Три куска сала,

Чтоб коза встала.

12. Пришли мы, пришли к добру господину.

Вставай с постели. Открывай двери,

Застилай столы, клади пироги.

Арсеньева: Татьяна, неси угощенья! Гости дорогие, откушайте блинов горячих, пирогов румяных. Сахарные, масляные пышки да блины. Не стесняйтесь, угощайтесь для желудка и души!

(Ряженые складывают в мешок угощенья. Михаил угощает всех «петушками»)

12.Ой, будет к тебе троечка гостей-

Первые гости — жаркое солнце,

Другие гости — ясен месяц,

Третие гости — дробен дождичек.

13.Ой, будь же здоров,

Да и с Новым годом!

Да и с Новым годом!

Да и с Новым родом!

14.К нам наехали святые вечера

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях!

(Под шумовые инструменты обходят хозяев хороводом, уходят в зал)

Рассказ экскурсоводов.

1.Бабушка наняла учителей, они учат ее внука игре на фортепьяно, географии, истории, физике, французскому языку. Воспитательница — няня Христина Осиповна Ремер занимается с ним немецким языком. С 4-5 лет Миша с удовольствием начал повторять рифмующиеся слова вроде «пол — стол», найдя такую рифму, он бежал к бабушке поделиться радостью.

2. Традиционно Е. А. Арсеньева устраивала в своём доме семейные балы. Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям. Семейные балы были весёлыми и непринуждёнными, приглашали родню и близких знакомых — как правило, несколько десятков человек. Часто в роли распорядителя юношеского бала выступал смуглый мальчик с горящими глазами. Ещё по-ребячески застенчивый, он был остроумен и находчив, ловок, хорошо танцевал.

На сцену выходит распорядитель бала – юный Лермонтов.

-Милостивые государи и государыни!

Я рад приветствовать вас в этом прекрасном зале! Начинаем бал!

Звучит музыка, Михаил идет в зал, все мальчики приглашают девочек, поднимаются на сцену. Исполнение вальса.

Распорядитель: Господа, а не сыграть ли нам в перышко?

(Гости группируются вокруг Михаила, подбрасывающего перышко.  Каждый старается поймать перо.)

-Разыграем фанты. Чей фант вынется, что ему делать?

(Задания могут быть разнообразными: чтение стихотворений; исполнение романса; показ сценки).

Экскурсовод. Именно в Тарханах ждала вестей от ссыльного на Кавказ внука Елизавета Алексеевна, а когда сюда пришла весть о гибели М. Ю. Лермонтова, жизнь потеряла для любящей бабушки смысл, ее разбил паралич, она выплакала свои старые очи. Ослабевшие от слез веки падали на них, и чтобы глядеть на опостылый мир, старушке приходилось поддерживать их пальцами. И все же она нашла в себе силы снова хлопотать — о разрешении перевезти прах из Пятигорска в Тарханы.

Бабушка Лермонтова

Елизавета Алексеевна Арсеньева
Внука своего пережила…
И четыре чёрных года тень его
Душу ей страдальческую жгла.

Как она за Мишеньку молилась!
Чтоб здоров был и преуспевал.
Только бог не оказал ей милость
И молитв ее не услыхал.

И она на бога возроптала,
Повелев убрать из комнат Спас,
А душа её над Машуком витала:
«Господи почто его не спас?»

Во гробу свинцовом, во тяжёлом                                                                               Возвращался Лермонтов домой,
По российским побелевшим сёлам
Он катился чёрною слезой.

И откуда ей достало силы —
Выйти за порог его встречать…
Возле гроба бабы голосили.
«Господи, дай сил не закричать».

Сколько лет он вдалеке томился.
Забывал между забот и дел.
А теперь навек к ней возвратился,
Напоследок бабку пожалел.

А. Дементьев. Избранное. — М., 1985.

Ведущий: Завершая нашу экскурсию, хочу прочитать стихотворение М. Ю. Лермонтова «Небо и звезды». Звезда поэта необычайно высока, ярка и осветит путь еще не одному поколению.

НЕБО И ЗВЕЗДЫ

Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны, как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!
Чем ты несчастлив? —
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!..
Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

Результативность: проведение заочной литературоведческой экскурсии позволило углубить знания учащихся о  жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, раскрыть значение Тархан в его судьбе, развить эстетический вкус, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности, воспитать любовь к литературе, к своей малой родине

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: