Урок на тему: «Природа нашего края»

Из опыта работы учителя биологии Новоюрьевской сош Староюрьевского района
Копыловой Валентины Фёдоровны

Урок на тему: «Природа нашего края»

2005 год

Задачи:

  • знакомство с растительным и животным миром нашего района и села, с экологическими проблемами нашего края, с воздействием человека на природу;
  • развитие у учащихся умения устанавливать связи между неживой и живой природой, умения делать выводы;
  • экологическое воспитание учащихся.

Тип урока: повторительно — обобщающий

Основные методы и приемы: рассказ, беседа, сам. работа, наблюдение; сопоставление, сравнение, обобщение.
Оборудование: таблички с названиями станций, магнитофон, колокол, фотографии, выставка книг, газетных статей, листы с печатным текстом по теме урока.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.
Ребята, 2003 год для нашего района особенный — юбилейный. Нашему району 75 лет с момента его основания. Сегодняшний урок посвящен этой знаменательной дате. Проведем мы его в форме игры-путешествия. В ходе урока мы более полно узнаем о растительном и животном мире нашего района и села, с экологическими проблемами нашего края, с воздействием человека на природу.
(Учащиеся занимают свои места)

II. Игра-путешествие.

Ведущий (или учитель). Ребята, я буду гидом в путешествии по станциям. На каждой станции у меня есть помощники.
Итак, наш колокол возвещает о начале игры.
(Звон колокола)
Свое путешествие мы начинаем со станции «Исторической»

1ученик. На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Люди использовали природные богатства. И по мере того, как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

2 ученик. Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Животных поражали камнями, палками, копьями, стрелами, каменными топорами, деревянными дубинами. В те далекие годы живой мир планеты понес первые большие потери от рук человека.

3 ученик. Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями, в результате возникли такие сорта, которых никогда не было в природе. И все это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое-где разрастаются пустыни.

1 ученик. Планета казалась огромной, а ее богатства безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли изменился до неузнаваемости. Исчезли многие леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

2 ученик. Одни виды растений и животных исчезли, зато другие приспособились к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах… . Такие растения человек назвал сорняками, а животных -вредителями. Один из примеров — колорадский жук. Еще в начале прошлого века о нем никто даже и не слышал. Но когда люди на полях и огородах повсюду стали выращивать картофель, жуки заселили эти поля и распространились по многим странам мира, принося огромные убытки.

3 ученик. Химия дала в руки человеку ядохимикаты. Но в химических лабораториях «рождались» и другие химические вещества — стиральные порошки, лаки и краски, лекарства, пластиковые пакеты и бутылки и многое другое. Попадая в окружающую среду, они загрязняют ее. В почве они не разрушаются микроорганизмами. Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. Особенно опасны радиоактивные отходы, потому что эти вещества «живут» в окружающей среде очень долго: одни несколько лет, другие — тысячи лет. Испускаемые радиоактивными элементами лучи очень опасны для всего живого.
Учитель. Человек действительно очень сильно изменил облик Земли. Он сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущих детей. И, чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны:
— сохранить все живое на планете;
— бороться с уничтожением лесов;
— остановить наступление пустыни;
— защитить планету от всех видов загрязнений.
Это важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решать человечеству. Некоторые их них касаются и нашего района.

Ведущий. Мы подробнее обсудим их на следующей станции. Она называется «Экологическая».

Учитель. В нашем районе нет крупных предприятий, которые оказывали бы существенное влияние на окружающую среду. Но промышленность города Мичуринска и поселка Первомайский в определенной степени загрязняют атмосферу нашего района. Помогаем этому и мы сами.

1 ученик. Ежегодно котельные колхозов и совхозов, предприятий и организаций выбрасывают более 700 тонн вредных химических веществ, так как не оборудованы пылегазоулавливатели.

2 ученик. Кроме того, у нас в районе более 3-х тысяч автомобилей и 500 тракторов. Каждый из них загрязняет воздух пятью тоннами вредных веществ, а в итоге только от них летит в атмосферу более 1500 тонн оксида углерода и др. соединений.

3 ученик. Бензин, используемый для автомобилей, не всегда хорошего качества, поэтому топливо не сгорает полностью, все отходы попадают в атмосферу.

4 ученик. Большой вред атмосфере наносит ставшее у нас привычным сжигание стерни после уборки урожая зерновых культур. Все это способствует загрязнению атмосферы.

1 ученик. Теперь я расскажу вам о почвах нашего района. Огромный вред сельскому хозяйству и окружающей среде наносит водная и ветровая эрозия почв. С целью сохранения плодородия почв проводились различные мероприятия: высаживали полезащитные полосы, вблизи оврагов сажали деревья и кустарники, использовали противоэрозийные способы обработки почвы и другие. Кроме эрозии вред почвам наносит применение ядохимикатов. Многие из них накапливаются в почве и долго не разрушаются. Что мы видим теперь?

Лесополосы вырубаются (показ фотографии). А ведь такого явления не было даже в трудные годы войны. Известно, что в блокадном Ленинграде не было спилено ни одного дерева. Люди умирали от голода, замерзали, и, чтобы согреться, жгли мебель, но деревья не трогали. Что же случилось с нами теперь?

2 ученик. Многие из вас видели свалки бытового мусора во многих местах нашего села и за его пределами. Вот одна из них (показ фотографии). Что вывозят на свалки? Старые доски, негодные запчасти от машин, ведра, полиэтиленовые пакеты, стеклянные и пластиковые бутылки и многое другое.

Какой вред приносят так называемые «партизанские» свалки? Загрязнение почвы, изменение климатических условий — температуры, влажности. Бутылка из пластмассы пролежит без изменения 100 и более лет. Бумагу «съедят» невидимые микробы за 1 -2 года. Как же поступать с бытовыми отходами?

Дерево, бумагу и картон надо сжечь. Консервные банки, ведра смять и закопать. Пластмассовые бутыли и пакеты рекомендуется сжигать при специальных условиях, так как от них при сжигании очень много вредных веществ попадает в атмосферу. В нашем случае их лучше закопать. Ведущий. А сейчас мы вам расскажем о водах.

1 ученик. В нашем районе воды составляют 1042 гектара. Вся эта вода питьевого качества. Это значит, что из наших водоемов можно пить, в них можно купаться. Природа сделала большой подарок, чтобы население не испытывало трудностей с водой. Но к этому дару человек относится небрежно, сам его портит.

2 ученик. Хотя сокращение поголовья скота в последние годы уменьшили потребление воды, тем не менее около прудов и рек все еще находятся летние лагеря для животных в Вишневом, Новоюрьеве и Староалександровке. Места водопоя не огорожены, животные пьют прямо из водоемов. Берега рек, прудов около населенных пунктов сильно захламлены. Туда бросают бытовые отходы, домашних животных. Все эти и другие загрязнения вызывают зарастание водоемов. В кризисном состоянии находится самый крупный водоем нашего района — Шушпанское водохранилище, плотина которого нуждается в ремонте. Прорыв ее грозит затопить все нижележащие селения, так как масса воды в хранилище огромна- 14 млн. куб. м.

3 ученик. К сказанному следует добавить, что довольно часто можно видеть, как у водоемов моют машины и мотоциклы, стирают ковры и паласы. Этим наносится ущерб и людям, и всему окружающему. К тому же нарушается закон.
Учитель. Ребята, у вас на столах лежат листы с печатным текстом. Прочитайте выдержки из Водного кодекса. О чем в нем говорится?

4 ученик. Много в нашем районе и даже в нашем селе родников. Некоторые из них используются населением. Но большинство из них заиливается, их напор все слабеет. Так перестал существовать родник у деревни Рахманино, еле струятся роднички по берегам реки Шушпанка, которые вовсю били лет 5-7 назад. Но есть недалеко от нашего села родник, который называют «Святым». Вот уже около 20 лет люди ухаживают за ним, следят за деревянным срубом, ремонтируют его. Рядом есть стол, скамейки, сделаны ступеньки на крутом берегу. Это хороший пример доброго отношения человека к природе.

Учитель. Итак, мы с вами поговорили о почвах, об атмосфере, о водах. К какой природе они относятся? А что относится к живой природе? Какая связь существует между живой и неживой природой? Теперь мы переходим к живой природе — растениям и животным.

1 ученик. Наш район не богат лесонасаждениями, все они искусственные. В последние годы лесоразведением занимаются все меньше и меньше.
Большой урон природе наносят самовольные вырубки. В отдельных лесополосах вырублено до 50% дуба (а ведь он занесен в Красную книгу), до 30% — березы и осины.

Мы побывали в березовой посадке, которая расположена между II отделением совхоза и током. Было обнаружено 490 спиленных и срубленных берез (показ фотографии).
В нашей местности чаще всего встречаются березы, тополя, вяз, изредка липа и дуб, рябина, сирень, черемуха, акация.
Среди травянистых растений много лекарственных. Но все реже можно увидеть такие растения как колокольчик, примулу, ромашку аптечную и луговую, ландыш, из водных — белую лилию. Это все объясняется нашим безразличием к природе, незнанием ее законов, экологическим бескультурьем.

1 ученик. Не отличается большим разнообразием и животный мир нашего края. Это связано с тем, что у нас нет лесов. А в последние десятилетия он и вовсе обеднел. Влияние оказало использование в полях гербицидов и минеральных удобрений. Меньше стало зайцев, лисиц. Редко теперь встретишь чибисов. А сколько в 50-60 годах водилось в нашем районе тушканчиков, диких кроликов, полевых хорьков, сусликов. Тогда с ними велась настоящая война. Считали, что эти зверьки уничтожают до половины урожая. Их отлавливали с помощью капканов, выгоняли из нор водой. Но то, что не могли сделать люди, « с блеском выполнила химия».

3 ученик. Хорошо известно, что в природе нет ничего лишнего. Уничтожение одного вида животных приводит к печальным последствиям. Словом, нарушается одно звено и разрывается вся цепочка.
Но все же «победителям» природы особенно печалиться пока не надо. Снова в нашем районе начала повышаться численность многих животных. Даже появились такие звери и птицы, которых раньше здесь не было. Это лось, кабаны, выдры, выхухоль, цапли, журавли, чайки. Растет численность ондатр.

В наших водах водится 21 вид рыб. Но заиление, обмеление, загрязнение водоемов ведет к сокращению видового состава, снижается продуктивность водоемов. Значительно подрывают рыбные запасы зимние заморы, браконьерство, непродуманные спуски воды. Так весной этого года из-за спусков воды пострадали пруды «Скобелевский», «Юркинский», «Савеловский», «Новоюрьевский».

Ведущий. Следующую остановку мы сделаем на станции «Поэтической».
(на фоне музыки прослушивают запись)
Природа — неистощимый источник вдохновения поэтов. Одни из них черпают в ней силы для борьбы и веры в будущее, другие передают состояние своей души, третьих она побуждает проникнуться светлым оптимизмом. Многих поэтов и их стихи о природе мы знаем. Но сегодня речь пойдет о наших поэтах-земляках.
Первое стихотворение написано нашим земляком Артемовым Федором Андреевичем. Сейчас он является сотрудником районной газеты «Староюрьевская звезда»).

(Ученик читает стихотворение).

Теперь вы услышите два стихотворения учителя нашей школы Стародубцевой Раисы Ивановны («Ромашки» и «Уйду в осенние луга»).

Еще одно стихотворение о природе написал тоже учитель нашей школы Сутормин Алексей Григорьевич. Называется оно «Пересменка в природе».

(Читают стихотворение)

Учитель. Ребята, вы прослушали 4 стихотворения о природе. О чем они напомнили? Что вы чувствовали, когда их слушали?
Ребята, мы должны гордиться тем, что у нас есть свои замечательные поэты, которым небезразлично то, что нас окружает, которые тонко чувствуют красоту природы и понимают ее. Мы все тоже должны этому учиться.

Стародубцева Р.И.

Уйду в осенние луга,

Где над рекой туманы тают,
Где паутиною куга,
Как лентой, косы украшает.
Как очарованный стоишь,
Стоишь и, кажется, не дышишь,
Здесь у реки такая тишь,
Что сердце собственное слышишь.

Здесь ветер дремлет под листвой,
Ласкает землю сумрак синий…
Легко мне дышится с тобой,
Мой край родной, моя Россия.

Ромашки

Шальные от рассветной росной пыли,
Ромашки в вазу втиснулись покорно.
Хрустальные объятия сдавили
Зеленое стебельчатое горло.

Еще по ним струились жизни токи,
Чуть вздрагивали лепестки тугие.
И шум дождей, и отблеск звезд высоких
Еще в себе они таили.

И любовались целый день прохожие
Поникшим чудом за окном, не ведая,
Какое чудо на лугу некошеном —
Ромашковые хороводы светлые.

Сутормин А.Г.

Пересменка в природе.

Пересменка в природе:
Полусвет, полумгла.
От плетня в огороде
Тень на грядки легла.

И белесым туманом,
Только глазом окинь,
Расплескалась повсюду
Предвечерняя синь.

Солнце огненной спицей
Ворвалось в полусвет.
На мгновенье продлиться
Хочет день. Только нет
Продолжения чуду.
Чтобы смыть с себя пыль,
В речку с тихим урчаньем
Въехал автомобиль.
Раньше после работы
Так вот мыли коня…
И стекает с капота
Жар прошедшего дня.

Ведущий.

Наконец, последняя станция — «Отгадай-ка»
Вам нужно отгадать по подсказке различные понятия. Если не сможете сделать это с первой подсказки, попробуйте со следующей.

1. а) это наш дом;
б) ее воспевают в своем творчестве писатели-фантасты;
в) в своих приключениях Филлиас Фог и Паспарту ее обогнули за 80 дней;
г) только на ней есть жизнь
(Земля)

2. а) губит растения и животных, разрушает здания;
б) отравляет воду и воздух;
в) от этого у человека развиваются болезни.
(Вредные выбросы)

3. а) спасает от голода;
б) служит защитой от хищников;
в) его разводят туристы и оленеводы;
г) на нем можно кипятить воду и варить еду.
(Костер)

4. а) передвигается на двух ногах;
б) у него нет хвоста и крыльев;
в) это существо может мыслить;
г) он может говорить.
(Человек)

Есть еще и второе задание на этой станции. Это викторина. 1 ученик.
1. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)
2. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш)
3. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Береза)
4 4. Сок какого растения помогает при укусе комаров? (Сок петрушки)
5. Из какого дерева делают спички? (Из осины)
6. Какое растение имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)
7. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да)
8. Сколько крыльев у жука? (Две пары)
9. Другое название черного леопарда (Пантера)
10.Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
11.Почему у зайца тонкая шкурка? (Когда хищник схватит зайца, его шкурка легко рвется. Это спасает ему жизнь).
12. След какого животного похож на след человека? (След медведя)
13.Какие животные в природе лишние? (Таких нет. Все животные в природе нужны и важны, так как они являются важным звеном в цепях питания)

Ведущий.
Наше путешествие закончено. Мы благодарим всех ребят за его подготовку и проведение.

Учитель.
Пришло время подвести итоги.
— Какие экологические проблемы существуют в нашей местности? (Запишите их в тетрадь)
— Что может сделать каждый из нас по охране природы?
— Почему некоторые виды растений и животных становятся редкими?
— Чем вы объясните факт далеко небрежного отношения человека к природе?
— Какие правила поведения в природе вы знаете?
Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа.
Все, что нужно, год от года
Нам дает сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом.

Знакомство учащихся с выставкой книг, газетных статей о природе нашего края.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: